Керамика на замену

Томские ученые совместно с  ЗАО «Биомедицинские технологии» создали уникальную для России разработку – протезы мелких суставов (пальцев руки и ноги), сделанные из нанокерамики.

Томские ученые совместно с  ЗАО «Биомедицинские технологии» (Москва) создали уникальную для России разработку – протезы мелких суставов (пальцев руки и ноги), сделанные из нанокерамики. Проект финансировался Министерством промышленности и торговли РФ.

С томской стороны работа выполнялась сотрудниками кафедры теории прочности и проектирования физико-технического факультета Томского государственного университета и лаборатории физики наноструктурных функциональных материалов Института физики прочности и материаловедения СО РАН. Уже проведены цитотоксические тесты, разработка проходит сертификацию в Минздраве и готовится к клиническим испытаниям. Выпуск этой продукции на рынок особенно важен, ведь сегодня в России нет ей аналогов –  ни отечественных, ни зарубежных.

Керамическими материалами медицинского назначения научный коллектив ТГУ и ИФПМ под руководством профессора Сергея Кулькова занимается уже десять лет.

- Нанокерамические изделия можно делать как плотными, монолитными, так и пористыми. Мы создаем специальную пористую структуру, которая максимально приближена к природной кости, и фактически ею можно заменить любую кость в организме, - рассказывает Сергей Николаевич. – В качестве материала используем оксиды циркония, алюминия или их смеси. Они безопасны для организма, входят в международный реестр ISO.

Но еще важно наделить керамику такими свойствами, которые помогут «внедрить» ее в организм без дальнейшего отторжения. Этим физики занимаются совместно с химическим факультетом ТГУ – кафедрой высокомолекулярных соединений и нефтехимии и лабораторией каталитической химии. На ХФ разрабатываются специальные покрытия, которые наносятся на поверхности внутри пор. От состава покрытия зависят разные факторы. Например, можно сделать так, чтобы керамическая кость смачивалась одной жидкостью и не смачивалась другой, реагировала на одни препараты и была инертна к другим.

- Самая главная составляющая успеха – это комплексность,  междисциплинарность, только на этом пути мы может что-то сделать, - считает Сергей Кульков. – Поэтому в нашей работе и химики важны, и материаловеды, и медики, и биологи.

Сейчас ученые начинают работу по новым проектам – от медиков уже поступил заказ на разработку межпозвонковых протезов из керамики и керамической челюсти.

зао «биомедицинские технологии» протезы суставов сергей кульков тгу