«Кеплер» открыл систему «две звезды + две планеты»

Орбитальным телескопом открыта первая многопланетная система, центром которой является двойная звезда

Орбитальный телескоп «Кеплер» обнаружил первую известную людям «солнечную» систему из нескольких планет, вращающихся вокруг двойной звезды. Речь идёт о звезде «Кеплер-47» в созвездии Лебедя с планетами «Кеплер-47b» и «Кеплер-47c», говорится в сообщении на сайте NASA.

Одно из небесных тел, составляющих данную двойную звезду, по размерам близко к нашему Солнцу, а его яркость составляет приблизительно 84 процента яркости последнего. У второго светила размер примерно втрое, а яркость – более чем на 99% меньше солнечной. Звёзды затмевают друг друга относительно точки наблюдения с интервалом около семи с половиной земных суток.

Что касается планет, то у внутренней из них, «Кеплер-47b», период обращения вокруг «хозяйской» звёздной пары составляет менее 50 земных суток. Астрономы полагают, что на ней царит чудовищная жара и идут интенсивные процессы разложения метана, которые создают вокруг планеты густой туман. Если по радиусу «Кеплер-47b», как показывают предварительные расчёты, в три раза превышает Землю, то она является самой маленькой из трёх известных планет, вращающихся вокруг двойных звёзд.

А вот «Кеплер-47c» учёные поместили в так называемую «обитаемую зону»: расстояние до светила и продолжительность года (303 земных дня) там таковы, что на поверхности вполне может существовать жидкая вода. Или, как минимум, атмосфера из водяного пара, учитывая, что данная планета, скорее всего, является газовым гигантом, несколько превышающим по размеру Нептун.

«Это поистине удивительное открытие. В современной парадигме считается, что образование таких планет (в системах с двойными звёздами) чрезвычайно затруднено, и я думаю, что теоретики, включая меня самого, должны будут вернуться «к доске», чтобы лучше понять механизмы их формирования», – прокомментировал новые данные профессор астрофизики Калифорнийского университета в Санта-Крус Грег Лафлин (Greg Laughlin).

Летом 2011 года космический телескоп «Кеплер» обнаружил единственную планету, вращающуюся вокруг двойной звезды «Кеплер-16» в том же созвездии Лебедя.