Исследование трилобитов — одного из самых распространенных существ раннего палеозоя (примерно 540-444 млн лет назад) — показало, что в размножении у них активно участвовала голова. Конкретнее, из нее выделялись элементы, способствующие зачатию, а еще точнее сперма и яйцеклетки. Томас Егна (Thomas A. Hegna) и его коллеги опубликовали статью о своем открытии в журнале Geology.

Ископаемых останков трилобитов, вероятно, одного из самых распространенных существ эпохи раннего палеозоя, известно великое множество. Многие собиратели поэтому начинали именно с трилобитов. Однако до сих пор оставалось неизвестным, как же именно они размножались.

Новому исследованию помогла находка трилобита Triarthrus eatoni, жившего в ордовикском периоде (485-444 млн лет назад), с сохранившимися яйцеклетками. Исследователи обнаружили нечто странное в его голове — набор маленьких, примерно 200 мкм в диаметре и круглых объектов. Это и были яйцеклетки, и это был первый случай, когда можно было наблюдать их рядом с ископаемыми останками самого животного. Структура их очень хорошо сохранились, потому что ткани яйцеклеток и экзоскелета животного заместились сернистым железом, известным как пирит.

Ученые предположили, что яйцеклетки расположены там неспроста, и сформулировали гипотезу, согласно которой трилобиты выделяли сперму и яйцеклетки через специальные отверстия в голове, примерно так же, как это делают современные крабы-мечехвосты.

Вопрос в том, почему такая находка состоялась только сейчас, учитывая изобилие ископаемых останков трилобитов. Одно из возможных объяснений состоит в том, что вид T. eatoni встречался сравнительно редко, потому что его представители предпочитали трудные условия жизни и недостаток кислорода.

Но с чем уж точно покончено, так это с волнующей, не неправильной идеей, что трилобиты буквально занимались сексом для зачатия. Основано это представление на находках вышеупомянутых крабов как бы лежащих (или сидящих) друг на друге. На деле, скорее всего, имел место не нерест, а позиция сверху, так сказать, имела целью поскорее оплодотворить выпущенные самкой яйцеклетки — кстати, похоже ведут себя и крабы-мечехвосты.

[Фотография: Thomas Henna]