В Казани появился уникальный «метеоритный» телескоп

В составе планетария КФУ будет действовать комплекс для непрерывного наблюдения за небесной полусферой «Мегатортор», способный засечь даже очень мелкий метеорит

В пригороде Казани при астрономической обсерватории имени Энгельгардта открылся астрономический комплекс Казанского (Приволжского) федерального университета, сообщает агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу президента Татарстана. Комплекс включает единственный в России публичный планетарий с цифровым оснащением при вузе, а также уникальный набор оптических инструментов для наблюдения за такими мелкими объектами, как метеориты.

Здание с двумя куполами и демонстрационным залом на 100 мест воздвигнуто в сосновом бору. «В нём установлен телескоп «Мегатортор», предназначенный для непрерывного наблюдения за небесной полусферой», – рассказал директор планетария Юрий Нефедьев.

Подобные приборы, по словам учёного, в мире существуют, но они одноканальные, то есть охватывают лишь небольшой кусочек неба. У «Мегатортора» же под контролем оказывается весь небосвод, так как он состоит из девяти небольших телескопов диаметром по 10 см, каждый из которых «осматривает» определённый сектор. Если где-то происходит быстрое движение, то все девять телескопов немедленно направляются в эту точку и изучают небесный процесс с огромной разрешающей способностью.

«Прибор способен засечь даже небольшой метеорит. Мало того, любую гайку или другой космический мусор», – уточнил Нефедьев.

«Око за небом» стоимостью 32 миллиона рублей изготовлено специальной астрофизической обсерваторией РАН.

В новом планетарии также установлена квантово-оптическая система «Сажень-ТМ» для операций по уточнению элементов орбит спутников, поддержки системы ГЛОНАСС.

Кроме планетария, на площади 21 га разместится астропарк с научными лабораториями, учебными классами с моделями планет Солнечной системы, космическими весами, а также астрономический музей и гостиница.

Источник: www.itar-tass.com, president.tatarstan.ru