Международная группа ученых показала, что кашалоты «говорят» на разных диалектах и способны выучить новые у своих собратьев, живущих в других регионах. О результатах исследования, опубликованного в журнале Nature, рассказывает The Conversation.

Важно отметить, что различия в звучании пресловутых щелчков кашалотов — кстати, это самые громкие звуки, издаваемые животными на Земле — не обусловлены наследственностью или особенностями части моря, способствующими определенным особенностям произношения.

Исследователи выяснили, что кашалоты учатся интонациям, «акцентам» и диалектам друг от друга, копируя то, что слышат. И дело не только в диалектах, но и целом ряде особенностей — и понятие культурных различий пока представляется самым приемлемым объяснением для них. Например, в обществе кашалотов есть многоуровневая социальная структура: индивидуумы живут в больших семьях, которые, в свою очередь, входят в кланы.

Так вот, исследование Маурисио Кантора (Maurício Cantor), Хала Уайтхеда (Hal Whitehead) и их коллег показало, что кланы — это не простое объединение генетически родственных семейств и что без учета влияния социально передаваемых диалектов объяснить существование этих кланов невозможно. Похоже, что диалекты объединяют клан, и их формирование объясняется социальной передачей диалекта внутри расширенных семей — а это признак культуры. Так же, как и само существование многоуровневого общества.

Собственно кашалоты — не единственные животные, которые учатся таким образом. Например, дельфины-афалины внутри сообщества повторяют друг за другом манеру ловить рыбу или играть, но при этом между сообществами в разных регионах наблюдается большая разница. Или, например, шимпанзе — они используют орудия, чтобы ловить муравьев, но способы могут при этом сильно различаться.

Все это подводит к выводу — у животных есть культура, не в узком, обывательском смысле, а как научный термин. Культурные различия — лучший способ объяснить, почему кашалоты живут в многоуровневых обществах, кланами. Последнее исследование доказывает, что кланы связывают не только генетическое родство, но и культурные особенности, диалект и манера поведения.

Это открытие стало важным словом в давнем споре между учеными-бихевиористами и антропологами — о том, можно ли говорить о культурных различиях в поведении животных. Процесс передачи — это социальный процесс, мы заимствуем привычки и навыки у социально «своих», при этом важно, чтобы мы не видели, как то же самое делают «другие». Иначе говоря, культура и социальная структура тесно связаны. Особенности поведения тогда становятся культурой, когда передаются социально, с одной стороны, с другой мы перенимаем у тех, с кем чаще контактируем, и чем больше перенимаем, тем труднее становится нам контактировать с теми, кто в нашу группу не входит.

Научный метод требует, чтобы на основе проверяемой гипотезы можно было сформулировать некие предсказания, которые затем можно было бы проверить экспериментально. В случае с животными и культурой, необходимо, чтобы наблюдаемые «культурные» различия не могли быть объяснены какими-либо иными факторами. Во-первых, генетикой, ибо различия могут быть «прописаны» в геноме, во-вторых, особенностями среды, например, обезьяна не будет колоть орехи камнем, если в данной местностей нет камней. Иначе говоря, дело не в имеющемся диапазоне возможностей или прямой нужде, определяемой, опять же, местностью проживания.

За последние десятилетия оба вышеперечисленных контраргумента были опровергнуты многочисленными наблюдениями и экспериментальными исследованиями, доказавшими, что во многих случаях поведенческих различий эти два фактора необходимо исключить.

Пусть у животных есть культура, но в любом случае, она не похожа на человеческую и, что не менее важно, ее нельзя оценивать по человеческим меркам. Если вы живете под водой, ваше зрение ограничено, но зато вы обладаете великолепным слухом и предпочитаете кальмаров, то очевидно, что ваше взаимодействие с окружающей средой и другими существами, диапазон ваших возможностей — все это будет другим.

Дельфины используют морских губок, чтобы защитить свои носы при столкновениях с твердыми предметами

Шимпанзе ловят муравьев