Российский учёный хочет создать жизнь из неживой материи

Изучивший условия термальных источников Камчатки российский научный работник попытается создать живую материю

Российские ученые Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН проведут эксперименты, в ходе которых в неживой материи должна зародиться жизнь. Для этого в лаборатории воссоздадут условия похожие на, те в которых живут простейшие микроорганизмы у термальных источников на Камчатке, пишет газета «Известия».

Программу экспериментальных исследований подготовил сотрудник института Владимир Компаниченко, чью «Инверсионную модель возникновения жизни» опубликовал в последнем номере американский журнал Origins of Life and Evolution of Biospheres. Опираясь на свою теорию и результаты проведенных ранее экспериментов на Камчатке, геохимик рассчитывает сделать из неживой материи клетку, которая будет накапливать энергию и информацию, а также копировать себя.

«Для возникновения живой материи необходимы колебательные условия внешней среды. Именно они способны гораздо дальше продвинуть химическую эволюцию, но только до определённого предела. Химическая эволюция не может постепенно перейти в биологическую, системе нужен стресс, в результате которого произойдёт инверсия потоков информации, энергии и энтропии: свободная энергия будет переправлена внутрь, а энтропия наружу. Но режим стресса тоже должен быть оптимальным, чтобы не разрушить зарождающуюся жизнь», – объясняет суть своей концепции Компаниченко.

Все условия для зарождения жизни – и колебательная среда, и необходимый стресс и органическое вещество, по мнению геохимика, существуют в Верхнемутновских термальных источниках на Камчатке. В течение года Компаниченко вместе с коллегами изучал условия жизни термофильных бактерий в этих источниках, проводя частотный анализ колебания давления, измерение температуры и анализ органического вещества.

Теперь все эти условия нужно повторить в специальной камере, обеспечивающей колебательную среду, в которой можно регулировать все параметры. При удачном стечении обстоятельств молекула должна «ожить», полагает учёный.

Похожие опыты ставят или начнут ставить в скором сразу несколько групп исследователей по всему миру. Так, специалисты из Нью-Хейвенского университета (США) с помощью суперкомпьютера уже рассчитали оптимальные колебательные режимы, которые вызывают химическое усложнение молекулы. Учёные из Калифорнийского университета в Санта-Крусе, как пишет автор «Известий», уже создали клетку, которая может накапливать энергию, но пока не размножается.

Не все учёные настроены оптимистично по отношению к работам Компаниченко, указывает газета. Одни заявляют, что ничего нового он не предложил, а лишь заново сформулировал известные законы термодинамики. Другие отмечают, что оппонент не учёл важное условие для формирования жизни – асимметрию. По мнению третьих, система, которую описывает Компаниченко, вообще не может считаться жизнью, а является своеобразным химическим механизмом, роботом: в ней отсутствует важное условие для биологической клетки – усталость.

биогеохимия биохимия возникновение жизни геохимия камчатка синергетика термодинамика эволюция