Камчатка: водоросли – любители кипятка и опасная вода

Специалисты Кроноцкого заповедника делятся уникальными данными о термофильных микроорганизмах и ядовитых растворах, полученными в полев

На Камчатке обнаружены водоросли и бактерии, способные выживать при температурах, близких к точке кипения воды. Об этом сообщается в пресс-релизе Кроноцкого заповедника. В настоящее время ДНК этих интересных микроорганизмов исследуют генетики из Новосибирска.

«С сотрудниками Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН мы работаем более трёх лет. Их работа очень важна с точки зрения изучения и классификации разнообразия микробных сообществ, развивающихся в термальных источниках. Например, мы сейчас точно знаем, что в Долине гейзеров известно 8 типов микробных сообществ, среди которых только нитчатые тёмно-зелёные водоросли могут выживать при температуре 98°С. В термальных источниках кальдеры вулкана Узон также представлены 8 типов микробных сообществ. Наибольший интерес для науки представляют нитчатые серные бактерии, обитающие в серных горячих источниках. Они выживают при температуре выше 60°С», – сообщил заместитель директора Кроноцкого заповедника по науке Владимир Мосолов.

Исследования биологических систем, развивающихся в экстремальных условиях, учёные проводили в течение 2010 по 2012 годы. В ходе экспедиционных работ в минувшем году (май и сентябрь) был изучен состав вод источников кальдеры вулкана Узон, Долины гейзеров, Долины Смерти, отобраны микробиологические пробы воды и донных осадков, изучена специфика минералообразований. Некоторые микробные сообщества обнаружены и обследованы впервые.

Помимо микроорганизмов-экстремалов, внимание специалистов привлекла ядовитость воды и минеральных растворов в некоторых местах заповедника. По итогам исследований получены первые данные о содержании там ртути. Микробиологи установили, что большинство источников, вода из которых используется для питья и хозяйственно-бытовых целей, содержат ртуть в концентрациях, не превышающих предельно допустимые. Высокое содержание ядовитого элемента отмечено лишь в водах гейзера Аверьевский в Долине гейзеров: в нём зафиксировано превышение нормы в 20 раз.

В большинстве грязевых котлов кальдеры Узон также в больших количествах содержатся ртуть и мышьяк. Особенностью полевого сезона 2012 года было то, что удалось провести отбор проб из горячих источников в мае, когда идёт интенсивное таяние снега.

Кроме того, учёные сумели собрать пробы исходящих из-под земли газов и минеральных растворов в непосредственной близости от основной площадки гибели животных в так называемой Долине Смерти. Предварительно подтверждено, что в составе этих газов преобладают сероводород и углекислый газ.

Источник: www.kronoki.ru