В Тверской области модернизировали астрономическое «радиоухо»

Завершилась модернизация одного из крупнейших в России радиотелескопов, расположенного между городом Калязин и селом Толстоухово

Завершилась модернизация одного из крупнейших в России радиотелескопов с диаметром главного зеркала – 64 метра. Эта огромная «космическая тарелка» является ещё одной достопримечательностью городка Калязин в Тверской области, известного своей затопленной колокольней. А из-за соседства с селом Толстоухово местные жители в шутку называют телескоп «радиоухом». Скоро он станет участником научного проекта «Радиоастрон».

«Мы создали технологический задел для управления космическими аппаратами в дальнем и сверхдальнем космосе. В процессе модернизации мы сменили надзеркальную кабину, заменили контрефлектор», – рассказал генеральный директор ОАО «ОКБ МЭИ» Александр Чеботарёв.

«Отцом» этого телескопа, как и многих других подобных объектов, можно считать академика Алексея Богомолова, которому в 2013 году бы исполнись сто лет. Этот учёный прославился в области радиотелеметрии – прикладной дисциплины, которая позволяет объективно контролировать работу каждой ракеты на всех этапах полёта, даёт возможность найти неисправность и зафиксировать её. Алексея Богомолова даже недолюбливали за такую объективную непредвзятость.

«На многих фотографиях, которые выпускались ведомствами, его просто отрезали, есть главные конструктора, а его, хоть и он тоже формально был главным конструктором у Королёва, нет», – отметил сын академика Алексей. Символично, что потомки Богомолова открыли памятную доску своему отцу в один день с началом «второй жизни» калязинского радиотелескопа.

Сейчас гигантское «радиоухо» вслушивается в дальний космос – изучает квазары и пульсары, а совсем скоро вместе с космическим аппаратом «Спектр-Р» радиотелескоп начнёт исследовать «чёрные дыры» и вести поиски таинственной «тёмной материи».

Точность телескопа уникальна: погрешность составляет меньше миллиметра. Подобный инструмент позволяет исследовать и дальние планеты Солнечной системы. Вскоре он станет своеобразным штабом миссии «Экзомарс», отсюда будут поддерживать связь с межпланетным зондом на его пути к Красной планете. В более долгосрочных планах – исследования Юпитера и даже границ Солнечной системы.

Источник: www.federalspace.ru