Около 31% видов кактусов находятся под угрозой вымирания. Такие сведения содержатся в отчете, выполненном большим коллективом ученых при содействии Международного союза охраны природы (IUCN). Это первый исчерпывающий документ такого рода, посвященный кактусам. Его итоги опубликованы в журнале Nature Plants, а краткое содержание документа дает пресс-служба университета Эксетера (Великобритания).

Авторы отчета помещают кактусы в красный список вымирающих видов. Они оказываются даже более уязвимыми, чем млекопитающие и птицы. Давление со стороны человека на кактусы возрастает. Наиболее опасными факторами служат: нелегальная торговля растениями и семенами для садоводческой индустрии и частных коллекций, бесконтрольный сбор кактусов. Поскольку кактусы не такие харизматичные представители живой природы, как носороги и слоны, то их охране уделяют меньше внимания, подчеркивают ученые.

По мнению одного из руководителей исследования, профессора Кевина Гастона (Kevin Gaston), директора Института окружающей среды и устойчивого развития Университета Эксетера, кактусы испытывают огромное давление со стороны человека. Авторы отчета предупреждают, что нелегальная торговля дикорастущими видами кактусов приобрела большой размах. По мнению ученых, чтобы предотвратить вымирание кактусов, необходимо срочно объединить международные усилия в борьбе с нелегальным торговым трафиком кактусов и требовать выполнения Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES).

Мелкие скотоводческие хозяйства угрожают 31% виду кактусов, признанных вымирающими, а мелкие сельскохозяйственные фермеры, ведущие круглогодичную деятельность, воздействуют на 24% таких видов. Кактусам угрожает развитие жилого и коммерческого строительства, карьеры и сельское хозяйство, особенно опасны фермы по выращиванию креветок, потому что они занимают территорию обитания кактусов.

Нелегальная торговля кактусами процветает как внутри стран, так и на международном уровне. В сельском хозяйстве используют до 86% уязвимых видов, произрастающих в дикой природе. Европейские и азиатские коллекционеры — самые активные участники нелегальной торговли кактусами. Причем виды, взятые из дикой природы, особенно желанны, поскольку редки.

По мнению Барбары Геттиш (Barbara Goettsch), ведущего автора исследования, со-руководителя кафедры кактусов и суккулентов при IUCN, результаты отчета шокировали ученых. Авторы не ожидали обнаружить столь развитую нелегальную торговлю кактусами.

К примеру, за последние 15 лет исчезла почти половина популяции распространенного некогда вида кактуса Echinopsis pampana, эндемика высокогорной пустыни в Перу. Этот вид особенно полюбили коллекционеры, и он стал важным товаром на нелегальном рынке декоративными растениями. Потеря популяции кактуса невосполнима, потому что территория его обитания застроена. Этот вид причислили к вымирающим.

Кактусы — это ключевые элементы пустынной экосистемы Нового света и критичны для выживания многих видов животных. Они служат источником пищи для оленей, хомяков, кроликов, койотов, индеек, куропаток, ящериц и черепах. Нектаром цветков кактусов питаются птицы-колибри и летучие мыши, пчелы и другие насекомые. Кактусы произрастают преимущественно в Южной и Северной Америке, за исключением одного вида — Rhipsalis baccifera — распространенного в Африке, на Мадагаскаре и Шри-Ланке. Всего в мире растет 1480 видов кактусов. Больше всего страдают популяции кактусов в Бразилии, Чили, Мексике и Уругвае.