В январе этого года ученые из Калифорнийского технологического института (США) предположили, что во внешних пределах Солнечной системы может существовать еще одна большая планета. Теперь группа исследователей из университета Берна (Швейцария) под руководством профессора Кристофа Мордасини (Christoph Mordasini) и Эстер Линдер (Esther Linder) попыталась смоделировать, насколько большой, яркой и холодной она может быть. Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics, а их популярное изложение представляет BBC News.

Американские астрономы пришли к идее о существовании скрытой планеты, наблюдая за движением мелких объектов во внешней Солнечной системе. В свою очередь это побудило швейцарских ученых создать компьютерную модель, чтобы составить гипотезу об основных характеристиках гипотетической девятой планеты. Ученые полагают, что она может быть слегка уменьшенной копией Урана или Нептуна — ледяной мир с оболочкой из водорода и гелия.

По подсчетам исследователей девятая планета может быть в десятки раз тяжелее Земли, а ее диаметр в 7,5 раз больше размера нашей планеты. Температура на поверхности далекой планеты может составлять -226ºC.

Астрономы ожидают обнаружить неизвестную планету на расстоянии более 100 млрд км от Солнца. Там, в холодных внешних пределах Солнечной системы, этот ледяной мир будет отражать очень мало солнечного света. Большая часть его излучения будет исходить от внутреннего теплого ядра. В связи с этим ученые считают, что обнаружить новую планету было бы легче в инфракрасном диапазоне, чем через оптические телескопы.

Мордасини и Линдер считают, что слишком слабое освещение делало скрытый мир недоступным для прошлых астрономических исследований — особенно если учесть, что объект находится в самой дальней вокруг Солнца части орбиты. Но широкодиапазонный инфракрасный космический телескоп НАСА Survey Explorer, возможно, заметил бы планету — с массой, равной 50 массам Земли или больше.

Швейцарские астрономы предполагают, что девятая планета сформировалась из того же плотного диска пыли и газа, что и остальная часть нашей Солнечной системы. Но, по мнению других исследователей, она может иметь более экзотическое происхождение.

Исследователь Александр Мастилл (Alexander Mustill) из обсерватории в Лунде (Швейцария) считает, что далекий мир может быть экзопланетой, которая сформировалась вокруг соседней звезды, а позже была «украдена» Солнцем. Другие полагают, что девятая планета вполне могла появиться из того же водоворота, который произвел другие миры в нашей космической окрестности.

Астрономы Майк Браун (Mike Brown) и Константин Батыгин заявили, что девятая планета могла быть ядром газового гиганта, который был выброшен из внутренней части Солнечной системы в начале ее формирования. Их первоначальные предположения о существовании девятой планеты были основан на наблюдении среди ледяных миров, которые населяют пояс Койпера — область во внешней Солнечной системе, в частности, двух крупных его членов, известных как Седна и 2012 VP113.

А в прошлом месяце миссия Outer Solar System Origins Survey (OSSOS) объявила об открытии нового объекта пояса Койпера, имеющем очень эксцентричную орбиту. Этот мир, получивший пока условное название uo3L91, был обнаружен, по словам профессора Брауна, именно там, где может быть расположена девятая планета.

Кроме того, французский астроном Аньес Фигна (Agnès Fienga) и ее коллеги представили доказательства того, что существование девятой планеты могло бы объяснить явление гравитационной буксировки на орбите Сатурна, которое было зафиксировано космическим аппаратом Кассини.

Ранее портал Научная Россия опубликовал интервью с Константином Батыгиным о том, как нашли девятую планету и когда мы ее увидим.