Биологи под руководством Хуньюй Йи (Hongyu Yi) из Эдинбургского университета в Великобритании решили одну из головоломок эволюции — как и почему змеи потеряли конечности. Новый анализ останков ископаемых пресмыкающихся показал, что это произошло в тот момент, когда предкам современных змей стало выгодно жить и охотиться в норах. Исследование опубликовано в Science Advances, о нем рассказывает сайт Science News.

Результаты исследования опровергают выдвигавшиеся ранее предположения, что это было необходимо в ходе эволюции для того, чтобы уйти жить в море. Ученые использовали компьютерную томографию черепа двухметровой древней рептилии Dinilysia patagonica, близкого родственника современных змей, для изучения строения внутреннего уха. Этот орган, как и у современных змей, контролировал функции слуха и удержания равновесия. Ученые построили виртуальные 3D-модели для сравнения строения внутреннего уха древнего животного с современными ящерицами и змеями. В итоге обнаружились значимые отличия у тех животных, что роют норы, в сравнении с теми их родственниками, что живет в воде или на земле.

Таким образом, Dinilysia patagonica заполняет пробел в эволюционной цепочке между древними пресмыкающимися и современными змеями. «Как и почему змеи лишились своих ног, долгое время было загадкой для ученых, но кажется, это случилось, когда их предки предпочли жить в норах. Внутреннее ухо у окаменелостей дает значительное количество информации, этот анализ очень полезен, когда внешне окаменелости слишком повреждены или слишком хрупкие для детального изучения», — объяснил Хуньюй Йи.