Как заснуть на орбите?

Сколько инженеров NASA требуется, чтобы заменить лампочку?

Для NASA, которое намерено потратить 11,4 миллионов долларов на замену устаревших флуоресцентных источников света в американском сегменте Международной космической станции, этот вопрос отнюдь не праздный. Когда ведомство стало рассматривать вопрос о замене лампочек, врачам неожиданно пришло в голову, что они могут попутно решить совершенно другую проблему — помочь космонавтам в борьбе с бессонницей.

Слабость в результате недосыпания и на Земле досадна, а в космосе просто опасна. Хотя распорядок дня допускает сон в течение 8,5 часов в сутки, в среднем астронавты спят едва ли по 6 часов, рассказывает представитель медицинской службы NASA, авиационный врач Смит Джонстон. Мало кто знает, что рассвет на МКС наступает каждые 90 минут. Если добавить к этому невесомость, шум приборов, перепады температуры, плохую циркуляцию воздуха, постоянно повторяющиеся боли в спине и головные боли, - эти обстоятельства приводят к тому, что циркадные (суточные) ритмы организма приходят в полный беспорядок. NASA надеется хотя бы немного помочь космонавтам с помощью новых ламп.

Ученые-сомнологи обнаружили, что когда особые световые рецепторы в нашем глазу освещаются синим светом определенной длины волны, мы сильнее ощущаем тревогу, поскольку мозг подавляет производство мелатонина, ключевого гормона, регулирующего сон. Наоборот, излучение в красной области спектра стимулирует его секрецию.

Новые лампы, выпускаемые компанией «Boeing», состоят из более чем 100 светодиодов, скрытых диффузным рассеятелем света так, что они кажутся единой панелью, излучающей белый свет, говорит Дебби Шарп, старший управляющий компании «Boeing». Разработаны осветительные устройства трех моделей, каждое со слегка отличающимся световым оттенком: белый - для повседневной работы; более холодный с голубоватым оттенком свет стимулирует бдительность; и более теплый смещенный в сторону красной области спектра свет вызывает сонливость. Светодиоды будут менять цвет в зависимости от времени суток. Ожидается, что компания «Boeing» и ее субподрядчики в 2015 году выпустят 20 таких ламп. Возможность нормально поспать появится у астронавтов приблизительно к 2016 году.

Испытания эффективности таких источников света проводят сейчас ученые в Гарвардской медицинской школе и Университете им. Томаса Джефферсона.  Такая техника окажется весьма полезна и на Земле – например, для освещения больничных палат, помещений ядерных подлодок, заводских цехов и даже школьных классов.

boeing nasa бессоница международная космическая станция мкс сон