Публикуем серию фотографий астрономических объектов, выполненных в разном световом диапазон. Подборку снимков сделали Джанет Андресон (Janet Anderson) из Машралловского авиакосмического центра (Хантсвилл, США) и Меган Ватски (Megan Watzke) из Рентгеновского центра Чандры (Кембридж, США), чтобы отпраздновать начало Международного года света. Это часть проекта НАСА «Light: Beyond the Bulb».

Астрономы имеют дело с разными проявлениями раскаленных объектов во Вселенной — это и видимый свет, и излучение, испускаемое на невидимых для глаза длинах волн, но замечательно уловимое телескопами, — от инфракрасного и рентгеновского до высокоэнергетического.

Представленные изображения получены наложением снимков, сделанных разными телескопами и в разных длинах волн. Они показывают, как информация о Вселенной поступает к нам в виде света — видимого и невидимого.

Messier 51 (M51). Эту спиральную галактику в созвездии Гончих псов называют «Водоворотом». Она расположена в 30 млн световых лет от Земли. На изображении объединены снимки рентгеновского телескопа Чандра (бордовый цвет), космического аппарата GALEX, сделанные в ультрафиолетовом диапазоне (голубой цвет), телескопа Хаббл, сделанные в видимом свете (зеленый цвет), и инфракрасного космического телескопа Шпитцер (красный цвет).

SNR 0519-69.0 — это остатки взрыва сверхновой звезды в Большом Магеллановом облаке, соседнем к Млечному пути. Раскаленный до температуры в много миллионов градусов газ этого объекта видит телескоп Чандра в рентгеновском диапазоне (голубой цвет). Внешнюю кайму объекта и ближайшие к нему звезды показаны в видимом свете на снимке Хаббла (красный цвет).

MSH 11-62. Если объединить снимки разных телескопов, то иногда становятся видимыми новые космические объекты, что и демонстрирует это изображение. MSH 11-62 — это тоже остатки взрыва сверхновой. У них есть внутренняя туманность из заряженных частиц, которые, возможно, истекают из плотного вращающегося ядра, оставленного при взрыве сверхновой. Здесь представлена комбинация снимков от рентгеновских телескопов Чандра и XMM-Newton (голубой цвет), Малой антенны радиотелескопов Австралии (ATCA) (розовый цвет) и проекта Цифрового изучение неба (DSS) (видимый диапазон, желтый цвет).

RCW 86 — остатки сверхновой. Считается, что китайские астрономы могли видеть взрыв звезды, в результате которого появился этот объект, почти две тысячи лет назад. Сейчас невооруженным глазом RCW 86 не увидишь, но в телескопы он прекрасно различим. Изображение соединяет в себе рентгеновские снимки от Чандры (розовый и голубой цвета) и снимки 0,9-миллиметрового зеркально-линзового телескопа Шмидта-Кертиса, на которых запечатлено излучение атомов водорода в окраинных частях объекта (желтый цвет).

Cygnus A. Это галактика, удаленная от нас на 700 миллионов световых лет. Она содержит огромный пузырь горячего газа, излучаемого рентгеновскими волнами. Пузырь показан на снимках Чандры (голубой цвет). В 300 тысячах световых лет от центра объекта расположена горячая зона, которую увидела Сверхбольшая антенна радиотелескопа NSF (красный цвет). Снимки в видимом диапазоне получены от Хаббла и в проекте DSS (желтый цвет).