Ученые из Кебриджского университета, университета Ренна (Франция) и Медицинского исследовательского совета (Великобритания), под руководством профессора Алана Уоррена (Alan Warren) смогли пролить свет на то, как в организме возникает лейкемия — злокачественное заболевание клеток крови. Резульаты их исследования подробно изложены в журнале Nature Structural and Molecular Biology, мы же изучили пресс-релиз самого Кембриджского университета.

С помощью метода криоэлектронной микроскопии, позволяющего получать детализированное изображение структуры вещества на атомарном уровне, британские ученые подробно исследовали рибосомы в клетках костного мозга людей, страдающих острой T-клеточной лимфобластической лейкимией или синдромом Швахмана-Даймонда — редким наследственным нарушением, которое является предшественником лейкемии.

Рибосомы — органеллы живой клетки, в которых на основе считывания последовательность РНК (которая, в свою очередь, вырабатывается в соответствии с последовательностью определенного участка ДНК) происходит синтез белков. Поскольку белки — основа жизни, очевидно, что рибосомы играют важнейшую роль во всех ее процессах, включая и возникновение лейкемии.

Выяснилось, что в случае как острой лейкемии, так и синдрома Швахмана-Даймонда при сборке рибосомы, на одном из последних этапов происходит один и тот же сбой. В результате этого сбоя не синтезируется одно из ключевых веществ, и дальше рибосома начинает работать неправильно.

«Мы начинаем понимать, как развитие многих форм рака крови можно проследить до дефектов в базовых внутренних процессах развития наших клеток. Современные усовершенствования электронных микроскопов прокладывают путь к созданию детальной карты того, как эти болезни развиваются, более точной, чем все, существовавшие ранее».

В свою очередь, создание такой карты позволит разработать новые, более эффективные виды лечения разных видов злокачественных опухолей.

Напомним, вчера стало известно об открытии одного из механизмов развития миеломы на ранних этапах — другого вида рака крови. (Строго говоря, традиционно в русской системе медицинской терминологии лейкемия не считается раковым заболеванием, потому что под раком подразумеваются только злокачественные новообразования из эпителиальной ткани. Но пойдем на поводу у популярного мнения, вслед за англоязычной медицинской литературой именующего раком любую злокачественную опухоль.)