Антонио Сильва (Antonio Silva) и Рут Мэйс (Ruth Mace) из университетского колледжа Лондона пришли к выводу, что если в обществе имеется серьезное противостояние, то уменьшается не только вероятность сотрудничества с противоположной стороной, но и внутри своей группы сообщает The Conversation. Свое исследование ученые опубликовали в журнале Frontiers in Psychology.

Для того, чтобы прийти к такому выводу ученые провели серию опросов, в которых участникам предлагалось сначала заполнить некоторую анкету, — за заполнение которой интервьюер обещал заплатить 5 фунтов стерлингов, — а затем участник опроса мог выбрать, желает ли он получить деньги или же он хочет пожертвовать их на благотворительность. В последнем случае опрашиваемым предлагалось выбрать, кому именно они хотят пожертвовать — местной протестантской школе, местной католической школе или же просто детям.

Опрос проводился в три этапа на территории двух районов Белфаста (Северная Ирландия), которые, по мнению исследователей, являются типичными для этого города, а сам город был выбран, поскольку в нем проживают как католики, так и протестанты, между которыми, как известно, в Северной Ирландии регулярно происходят столкновения.

Во время первого этапа исследования, в мае 2012, ученые провели 49 таких экспериментов. После этого, когда в январе 2013 года случился новый виток конфликта между католиками и протестантами, ученые снова провели свой опрос, на этот раз опросив 77 человек. После чего в мае-июне 2013 года, когда противостояние несколько утихло, исследователи снова опросили 102 человека. Таким образом, в распоряжении ученых оказались данные о том, на что и в каком объеме жители Белфаста были склонны жертвовать на благотворительность до, во время и после открытого противостояния.

Как оказалось, в каждом из случаев, если опрошенные предпочитали отдать деньги на благотворительность, больше всего денег шло либо «на детей» или же на помощь именно своей группе, то есть католики предпочитали дать деньги католической школе, а протестанты — протестантской. При этом больше всего участники эксперимента были склонны жертвовать до начала конфликта, во время конфликта число жертвователей существенно сократилось, причем участники опроса стали меньше жертвовать не только в пользу другой стороны — то есть католики протестантам и наоборот, но и стали меньше давать денег на поддержку своей группе. При этом после завершения конфликта количество пожертвований на католическую и протестантскую школы вернулось на доконфликтный уроверь, а вот число пожертвований «на детей» сократилось до минимума.

По словам исследователей, их эксперимент показывает, что существующее представление о том, что, когда общество разделено на несколько противоборствующих частей или имеется некая внешняя враждебная сила, общество начинает больше помогать «своим», может быть несколько преувеличенным, поскольку, согласно их интерпретации, больше всего склонны помогать люди, не находящиеся в состоянии межгрупповой вражды.

На полях можно заметить, что, согласно другому исследованию, мужчины часто рассматривают благотворительность как еще одну возможность посоревноваться.