Как варили пиво в Китае пять тысяч лет назад

Археологи обнаружили на территории страны древнейшую пивоваренную установку, следы сырья на которой позволили восстановить рецептуру.

Международная группа исследователей под руководством археолога Жиажинг Ванг (Jiajing Wang) из Стенфордского университета (США) обнаружила в Китае останки древней пивоваренной установки. На стенках сосудов для варения и фильтрации пива ученые нашли следы зерновых культур, в том числе и ячменя. Ученые считают, что это самое раннее свидетельство существования пивоварения в древнем Китае. О находке рассказывает Science.

Во время раскопок в центральных районах Китая ученые обнаружили фрагменты древних керамических сосудов, контейнеров различных форм и печей. Предполагается, что это оборудование использовалось для приготовления пива.

Историки знают, что рецептура варения пива менялась с течением времени и у разных народов была разной. Анализ остатков сырья, найденных на стенках древних сосудов, показал, что около трети крахмалсодержащих зерен была без косточек, а их оболочки — опухшими и скомканными. Это могло происходить во время соложения и протирания зерна.

При этом большую часть культур, используемых при приготовлении напитка — до 80% — составляли просо и ячмень, примерно по 10% приходилось на клубни ямса и лилии. Возможно, эти растения использовались для того, чтобы подсластить опару.

Ячмень был неожиданной находкой. Считается, что он был одомашнен в западной Евразии и не употреблялся в Китае до начала н.э. Исходя из этого, ученые предположили, что первоначально ячмень появился в этом регионе не в качестве продукта питания, а как сырье для пивоварения.

Ранее портал Научная Россия писал об обнаружении пивного сосуда на территории Израиля — также возрастом около 5 тысяч лет.

археологические находки китай пиво