Материалы портала «Научная Россия»

Как спасти кораллы от туристов

Чтобы оградить ценный риф от наплыва аквалангистов, в мексиканском национальном парке внимание дайверов переключили на подводные скульптуры.

Чтобы оградить ценный риф от наплыва аквалангистов, в мексиканском национальном парке внимание дайверов переключили на подводные скульптуры, созданные специально для этой цели.

 Руководители морского Национального парка в водах вокруг Канкуна (Мексика) понимали, что наплыв туристов, желающих посетить коралловый риф Манчонес,  представляет для него большую опасность. Чистые голубые воды вокруг этого рифа привлекали каждый год около 87 тысяч аквалангистов. Дайверы и туристские суда ранили и пугали морских черепах, зеленых качам, пятнистых кузовков и прочих обитателей рифа. После ряда проб и ошибок директор Национального парка Хайме Гонсалес Канто (Jaime Gonzales Canto) остановился на следующем решении: перенаправить поток туристов на другое зрелище. Он заказал британскому скульптору Джейсону де-Кейросу Тейлору (Jason deCaires Taylor) подводные скульптуры, которые должны были выполнять двойную функцию. Подводный художественный музей (Subaquatic Museum of Art) был открыт в 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старт проекта оказался непростым. Сначала, на скульптурах выросли зеленые водоросли, в которых расплодились морские ежи. Туроператоры потребовали очистить скульптуры. Гонсалес Канто согласился обработать половину из них. В результате получился наглядный урок экологии рифов. На скульптурах, очищенных от морских ежей, питающихся водорослями, вскоре вновь появилась растительность, а на неочищенных  образовались прочные защитные слои карбоната кальция, сформированные сообществами микроорганизмов, медленно развивавшихся под водорослями. Со временем вся инсталляция превратилась в искусственный риф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на экспозиции можно увидеть более 450 глубоководных скульптур из пористого бетона, засеянных поначалу только огненными кораллами. Скульптуры стали домом для удивительно разнообразного сообщества кораллов, губок и тропических рыб. По мере того, как скульптуры исчезали под нарастающим покровом, на их месте формировался полноценный риф. Процесс образования рифа из скульптур и количество туристов, заинтересовавшихся этим музеем, составившим конкуренцию неблагополучному соседнему рифу, изучают исследователи из двух мексиканских университетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Задача состоит в том, чтобы полностью переориентировать дайверов и других путешественников на скульптуры, – говорит Гонсалес Канто. – Если мы сумеем найти хорошую альтернативу, – что-то способное привлечь туристов не на день, а хотя бы на два-три дня, мы сможем в один прекрасный день полностью закрыть эти природные богатства». Результаты помогут принять аналогичные меры в других местах мира.

коралловый риф манчонес национальный парк канкуна подводные скульптуры подводный художественный музей хайме гонсалес канто

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий