Материалы портала «Научная Россия»

Как работал секретный спецотдел кинооператоров в СССР?

Юрий Похитонов, руководитель музея и архивных фондов киностудии «Центр национального фильма»: «Чтобы снимать научно-популярное кино,…

Юрий Похитонов, руководитель музея и архивных фондов киностудии «Центр национального фильма»: «Чтобы снимать научно-популярное кино, нужно любить и чувствовать это дело!»

Научно-популярное кино - невероятно интересный жанр, раскрывающий зрителю тайны научных достижений и изобретений. Что самое сложное при создании такого кино, как оно существует сейчас и как работал засекреченный спецотдел кинооператоров в СССР? Об этом рассказывает руководитель музея и архивных фондов киностудии «Центр национального фильма» Юрий Потихонов.

«Нельзя говорить, что научно-популярный фильм – это проще, чем художественный фильм, там свои сложности, у нас свои сложности. Сейчас получилось что, громадный слой специалистов ушел, молодые только начинают «вставать на крыло», и поэтому получается такая картина, что научно-популярному фильму тяжело подниматься. Люди, которые имели опыт, их нет. И передать то, что они умели, то, что они знали, некому. Поэтому есть очень большие сложности. Могу привести пример. Какой из операторов художественного фильма будет снимать черного аиста, к примеру, который в основном живет где-то далеко от шума, вообщем требует vip-условий. Чтобы не шумели, не кричали. Так вот операторы привозили ночью все необходимое, для того, чтобы не спугнуть его и так в течение 2-х месяцев. Какому-нибудь оператору из художественного фильма такое привидится? Навряд ли. А вести наблюдение за животными и сутками сидеть и наблюдать? Это тоже труд и это очень тяжелый труд! А если он делает микросъемку? Оператор, он должен говорить с этими специалистами на одном языке, на одном уровне. Я, например, не мог приступить к съемке с биологами, когда работал, потому что я не понимал, что они хотят, для меня было что митохондрия, что хромосома. Но, по сути, мне то какая разница? Но я, не зная вот этого, я не мог правильно настроить прибор. Почему? Любой микроскоп, у него есть свои методики, свои технологии, которые нужно знать, которые нужно уметь, при чем для каждого характерного случая, уже не говоря о применении фильтров. И это нужно применить так, чтобы не нарушить естественный вид структуры.

И в этом-то вся сложность научно-популярного учебного фильма. Режиссеры, операторы в кровь постепенно впитывали умение сложное преподносить с одной стороны правильно, а с другой стороны – просто.

Владимир Николаевич Лебедев интересен тем, что он впервые в России осуществил микрокиносъемку и в дальнейшем стал ее применять как метод исследования. Ведь вы понимаете, что получается. Есть художественный фильм, научно-популярный, учебный фильм и есть так называемое «кино, используемое как метод исследования» и этим методом исследования кино мы тоже владели на тот период. У нас был спецотдел засекреченный, который имел кинооператоров с допусками и они снимали все атомные взрывы, пуски ракет и так далее. И их начинают попрекать. Вот вы, понимаете, журналов не делали! Но люди простой вещи не понимали, это были кинооператоры-исследователи.

Их задача была максимально точно передать то, что происходит, и уже остатки от их работ использовались для журналов, для какой-то еще творческой работы. Но основная их задача – точно и максимально все, что происходит при испытаниях современной техники, боевой техники, атомной, космической и так далее. И сейчас из всех остался в общем-то только один, из 10 кинооператоров, которые во всем этом участвуют, остался один кинооператор. Но вы понимаете, люди эти рисковали собой и делали то, что нужно делать. Наши же, например, операторы снимали и сложные операции, снимали рентгеносъемку. А для того, чтобы снять рентгеносъемку у нас в 50-е годы было свое конструкторское бюро, сделали киноаппарат для рентгенокиносъемки, удалось снять работу желудка и работу кисти руки, работу гортани. Все это делалось на нашей студии.

Вы знаете, это дело надо любить и надо чувствовать! Поэтому вот эти люди сейчас ушли, и кто это будет делать? Даже если найдется сейчас человек, но возникает другая сложность. Мало того, что нужно любить, знать, вдаваться во все подробности. Тут нужно знать технику, с которой работаешь, потому что делается масса своих приспособлений, которая позволяла вести наблюдения за этими объектами.

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий