Международная группа исследователей под руководством Родриго Лакруза (Rodrigo Lacruz) из стоматологического колледжа при Нью-Йоркском университете (США) впервые описала особенности развития лицевого скелета неандертальцев и современных людей. Ученые показали, что неандертальцы, которые появились около 200 тыс. лет назад, существенно отличались от людей современного типа по характеру развития лицевых костей. Работа добавляет новые факты к давней научной  дискуссии о сходствах и различиях двух видов человека. Об исследовании рассказывает портал Past Horizons.

Известно, что в процессе формирования твердого скелета важную роль играют остеобласты — клетки, способствующие росту костей, а также остеокласты — клетки, которые, напротив, разрушают кости, приводя к резорбции. Исследование показало, что у человека разумного верхний слой лицевых костей состоит из большого числа резорбтивных областей, в то время как у неандертальцев, напротив, в наружном слое костей отмечаются обширные участки роста костей.

В ходе исследования ученые изучали под электронным микроскопом несколько хорошо сохранившихся черепов детей неандертальцев, найденных в 1926 г. в местности Ла Квина на юго-западе Франции, а также черепа подростков гоминид, датируемых эпохой плейстоцена (около 400 тыс. лет назад) из местности Сима де-лос-Хуэнос (Испания). Эти гоминиды считаются непосредственными предками неандертальцев.

«Клеточные процессы, связанные с ростом сохраняются в костях, —  объяснил Тимоти Бромейдж (Timothy Bromage), один из авторов работы. — Резорбция может выглядеть [под микроскопом] как углубления на поверхности кости, называемые лакунами, в то время как слои роста остеобластов имеют относительно гладкую наружную поверхность».

Реконструкция роста лицевых костей, в ходе которого отмечались значительные области роста костей без компенсаторного действия резорбции, является общей чертой для неандертальцев и древних гоминид. Это прямо противоположно процессу развития челюстно-лицевого скелета современных детей, в котором значительную роль играют области резорбции. Благодаря этому современные люди имеют более плоское лицо, по сравнению с неандертальцами.

Новое исследование помогает лучше понять процесс эволюции, который прошел человек из глубокой древности до наших дней. На следующем этапе работы ученые планируют разобраться в том, когда именно люди получили тенденцию развития лицевых костей современного типа.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что неандертальцы и человек разумный, вероятно, контактировали на территории Ближнего Востока.