С чего начинается сеть? Как она растет в самом начале и как развивается в последующем? Ответ на эти вопросы позволяет найти исследование, проведенное Абигайль Якобс (Abigail Jacobs) и ее коллегами — аспирантами университета Коллорадо в Боулдере (США). Они занялись «археологией» социальной сети и сравнили зрелое состояние сети Facebook с тем этапом ее развития, когда в ней насчитывалось первые сто пользователей. Такой подход позволяет увидеть, как социальная сеть растет в первые месяцы своей работы и выделить основные факторы, влияющие на этот процесс. Об исследовании рассказывает The MIT Technology Review.

С момента запуска сети Facebook в 2004 году началась эра социальных сетей. Это не значит, что их не было раньше, но с появлением и взрывным ростом именно этой сети началась новая эпоха. С тех пор появилось множество аналогичных проектов по всему миру. Все началась с того, что 4 февраля 2004 года была создана сеть для студентов Гарвардского университета (США). Facebook изначально задумывалась для того, чтобы потеснить другие набирающие обороты сети, такие как Friendster, MySpace и LinkedIn. Популярность Facebook быстро росла, но первоначально она оставалась университетской сетью. В течение месяца к ней подключились Колумбийский, Стенфордский, Йельский, Корнеллский и Дартмутский университеты. Вскоре социальная сеть покрыла сто вузов, прежде чем стать публичной сетью, начиная с середины 2006 года. Далее сеть росла в геометрической прогрессии, и сегодня представляет собой гигантский ресурс, который может похвастать 1,4 млрд активных пользователей по всему миру.

Молодые ученые просто сравнили структуру и темпы роста виртуальных сообществ в первых ста университетах, подключившихся к Facebook. Результаты показывают, что все подобные социальные сети имеют единую несложную структуру. Однако закономерности роста сети показывают существование двух фаз. Первоначально сеть растет за счет добавления новых пользователей, которые образуют относительно небольшие «узлы», состоящие, например, из членов одного университетского кампуса. С подключением к Facebook нового вуза подобный процесс каждый раз происходил внутри данного сообщества с нуля, говорит Абигайль Якобс.

Однако существует и другой этап развития сети, на котором механизм роста отличается. Он начинается, когда сеть расширяется и набирает большое количество пользователей. Основной формой, привлекающей людей, становится увеличение числа контактов между существующими пользователями.

По словам исследователей, «точка насыщения» для Facebook наступила в 2006 году, как раз перед тем, как она стала открытой публичной сетью. После этого в ней опять начался процесс образования новых «узлов». В 2008 году Facebook перешла ко второй фазе, так как к тому моменту охватила множество пользователей по всему миру.

Открытие двух основных фаз развития социальный сетей, по словам авторов исследования, может иметь ряд интересных применений. Например, информация о них может быть использована разработчиками новых социальных сетей в будущем, и, вероятно, позволит сделать их более эффективными и полезными.