Группа исследователей из Ливерморской национальной лаборатории, Национальных лабораторий в Сандии, а также Гарвардского и Калифорнийского университетов (США) использовали одну из самых мощных в мире лучевых установок, т.н. машину Z (ее фотография была включена в топ-лист Science по итогам 2014 г.), для того, чтобы воссоздать условия, при которых сформировалась наша планета. Они подвергли образцы железа воздействию высокого давления в машине, направив алюминиевые пластины на кусочки железа с чрезвычайно высокой скоростью. Температура и давление, создаваемые этим новым методом, позволяют мгновенно выпарить железо. Об исследовании сообщает (e) Science News.

По словам геофизика Сары Стюарт (Sarah Stewart), профессора Калифорнийского университета (США), принимавшей участие в исследовании, ученые обратили столь пристальное внимание на испарение железа потому, что эти наблюдения позволяют понять, как происходил процесс формирования земного ядра. Исследователи обнаружили, что требуется значительно меньше энергии, чтобы превратить железо в пар, чем считалось ранее. Это означает, что в процессе формирования Земли было выпарено значительно большее количество этого металла, чем предполагали ранее.

Ведущий автор проекта, Ричард Крос (Richard Kraus), основатель Ливерморской национальной лаборатории, окончивший аспирантуру под руководством Сары Стюарт в Гарварде, полагает, что результаты нового исследования могут существенно скорректировать имевшееся представление о времени и характере формирования нашей планеты. Он считает, что правильнее будет говорить о том, что железо некогда выпаривалось и распространялось по поверхности Земли в виде пара, чем о том, что оно опускалось в недра Земли с объектами, которые сталкивались с будущей планетой. Это означает, что железо могло легко смешаться с мантией Земли. После охлаждения железо падало в виде дождя на все еще жидкую мантию.

Этот процесс, по мнению исследователей, может также объяснить, почему на Луне, которая предположительно сформировалась примерно в то же время, обнаруживается меньше железосодержащих минералов по сравнению с Землей. Ученые считают, что более слабая гравитация Луны препятствовала тому, чтобы значительная часть выпаренного железа осела на ее поверхности.

Ранее портал Научная Россия рассказывал о другой разработке, посвященной исследованию структуры нижней мантии Земли, а также о том, почему и где возникают вулканы.