Микробиолог Клер Тейлор (Clare Taylor) из университета имени Непера в Эдинбурге (Великобритания) в своей статье исследует возможности безопасного внедрения генетически модифицированных организмов в массовое употребление. В частности, она рассматривает технологии, которые позволили бы предотвратить неконтролируемое размножение ГМО в естественной среде — которые могли бы заодно и ответить на страхи публики. Результаты работы опубликованы на портале The Conversation.

Одним из решений могло бы быть встраивание своего рода «генетических выключателей» в геном ГМО, которые не позволят модифицированным культурам развиваться в естественных условиях. Например, это может быть «подсаживание» искусственных культур на определенное питательное сырье, которое не встречается в живой природе — в результате модифицированный организм, даже если случайно окажется за пределами лабораторий или промышленных предприятий, окажется неспособен выжить или скреститься с дикими культурами. Любопытный эксперимент в этой области был проделан в начале этого года с кишечной палочкой Escherichia coli, которой в результате модификации для выживания и роста требуется искусственная питательная среда. В принципе, такой подход позволяет запрограммировать рост и развитие любого ГМО.

Другая проблема, которая требует решения, связана с тем обстоятельством, что, когда организмы умирают, их ДНК все равно может сохраняться в окружающей среде. Например, некоторые бактерии забирают ДНК материал из окружающей среды в целях адаптации в ходе процесса естественной генетической трансформации.

В ДНК бактерий были найдены так называемые короткие палиндромные повторы регулярно расположенные группами (CRISPR), которые представляют собой не что иное, как генетический материал вирусной инфекции, с которой пришлось столкнуться бактерии. Если она снова встретиться с аналогичным вирусом, используя его, бактерии легче будет выработать иммунный ответ.

Исследователи из Массачусетского технологического института, используя понятие CRISPR, разработали «генетический выключатель», который предотвращает распространение модифицированных генов в естественной среде. Они вставили в геном ГМО короткие последовательности, которые распознаются системой CRISPR. Они были устроены таким образом, что, когда в организм попадает сигнал о модифицированных генах, система уничтожает вставленные последовательности ДНК, по существу возвращая организм к «естественному» состоянию.

Как считает Клер Тейлор, сочетание этой системы с другими средствами контроля позволит ученым и обществу быть уверенными, что ни ГМО, ни их гены не будут загрязнять дикую природу.

Генетическая модификация позволяет вырастить организмы с желаемыми характеристиками. Их производство предполагает значительную выгоду для фермерских и земледельческих хозяйств. Сегодня в США вы можете купить яблоки, которые не темнеют после чистки, картофель, который обладает меньшим канцерогенным действием, а с недавних пор — и лососину, которая выращивается значительно быстрее.

Вместе с тем жителей многих стран беспокоят отдаленные результаты массового употребления генетически модифицированных продуктов питания. Например, в 19 из 28 стран ЕС выращивание генетически модифицированных культур находится под запретом. Многих сегодня беспокоят последствия «побега» генетически модифицированных культур и, как следствие, их скрещивание с дикими биологическими видами.

Ранее портал Научная Россия писал о том, почему использование ГМО вызывает столько протестов, а также может ли их распространение привести к глобальной катастрофе.