Биотехнологи из Мордовского университета в Саранске исследовали механизмы реакции эритроцитов на так называемый окислительный стресс, а также выяснили, что противодействовать ему можно с помощью препаратов-антиоксидантов. О результатах работы рассказывает пресс-релиз университета со ссылкой на статью в International Journal of Hematology.

Окислительный стресс в клетках возникает в ответ на негативные факторы: избыток токсинов, радиационное загрязнение, витаминно-минеральный дефицит и другие. В результате нарушается естественный процесс образования активных форм кислорода в клетке, что может приводить к необратимым последствиям для организма в целом.

Ученые в серии экспериментов добавляли к эритроцитам пероксид водорода, что запускало окислительный процесс в клетках, а также препарат под названием ксимедон, чтобы проверить его действие на патологический процесс. Исследователям удалось отследить, как меняются в условиях окисления структура и состав мембраны эритроцитов — именно этими изменениями обусловлено ухудшение функций эритроцитов при окислении. Что касается действия ксимедона, то оказалось, что он воздействовал на клеточную мембрану, сохраняя ее липидный состав. И именно благодаря стабилизации структуры мембраны эритроциты сохраняли свою основную функцию — перенос кислорода.

Описание механизма изменений кислородтранспортной функции эритроцитов открывает возможности для создания препаратов, усиливающих отдачу кислорода кровью. Эта задача особенно актуальна для современной спортивной медицины: для коррекции режима аэробных нагрузок у молодых атлетов и профилактики дисфункций организма, вызванных интенсивной физической нагрузкой.