Канадские нейробиологи Сибилла Херольц (Sibylle Herholz) и Эмили Коффи (Emily Coffey) из Монреальского Неврологического института и Кристо Пантевым (Christo Pantev) из Института биомагнетизма и биоанализа при университете Мюнстера, (Германия), задались вопросом — достаточно ли упорного труда для огромных успехов в творческой сфере. Выяснилось, что у людей, имеющих разные природные способности, различные части мозга неодинаково реагируют на аудиомоторное обучение, а успехов добиться хотя и можно, но они все-таки будут ограниченными, если не окажутся подкреплены определенной предрасположенностью. Их выводы опубликованы в журнале Cerebral Cortex.

Ученые сканировали мозг пятнадцати молодых людей, не получавших до этого музыкального образования. Затем в течение шести недель их учили музыке. После этого сканирование мозга было повторено. Оказалось, что у них у всех было зафиксировано развитие определенных частей мозга, которые отреагировали на обучение. Зато другие части мозга в некоторых случаях развивались, а в некоторых нет, и первая группа добилась куда больших успехов. Как сказал Роберт Заторре (Robert Zatorre), один из участников исследования, это свидетельствует о том, что «предрасположенность играет существенную роль в аудиомоторном обучении, которые явно отличается от обучения, основанного исключительно на тренировке навыков.».

Великий ученый Томас Эдисон сказал: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов труда». Эту фразу часто цитируют, призывая талантливых людей не лениться и как можно больше развивать свой талант. В этом, безусловно, есть правота, но все-таки, не стоит забывать, что Эдисон был ученым, чья деятельность прежде всего основывалась на рациональном мышлении. И теперь можно сказать, что наука подтвердила то, что мы на бытовом уровне знали и раньше — у настоящего пианиста должен быть талант.