0 комментариев 440

Как определить источник загрязнения природных сред?

Экологи из Российского университета дружбы народов предложили модель, которая описывает перемещение веществ в экосистеме

Сотрудники РУДН разработали новые модели для определения источника загрязнения природных сред, обнаружив, что полициклические ароматические углеводороды – это индикаторы загрязнения и перемещения веществ в воде, растениях и почве. Учеными провели исследование, в ходе которого впервые были изучены разные образцы компонентов окружающей среды – от Китая до Антарктиды. Исследование представлено в Applied Geochemistry.

Экологи РУДН предложили модель, описывающую перемещение веществ в экосистеме. Она основа на исследовании геохимических барьеров – границ, на которых происходит смена характера переноса веществ. Для отслеживания перемещения веществ могут быть использованы полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), по составу которых можно отследить загрязнения. Доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры прикладной экологии РУДН Александр Хаустов прокомментировал работу над моделью. «Мы предложили модель того, как ПАУ накапливаются, трансформируются и мигрируют. Модель основана на количественных оценках, которые дают более последовательные результаты по сравнению с описательными представлениями о поведении веществ. Это позволило выяснить, как физико-химические характеристики ПАУ влияют на их накопление в окружающей среде», - отметил он.

Экологами было изучено 142 образца компонентов окружающей среды: воды, растительности, почвы и ила. Месторождения образцов - водные системы Керченского полуострова, регионы с развитой кожевенной промышленностью вблизи реки Аоцзянь в Китае, зоны влияния Иркутского алюминиевого завода, разные области Антарктиды и Арктики и образцы снега из кампуса РУДН в Москве. Собрав все данные, исследование провели анализ, рассчитав изменение энтропии (отклонение реального процесса от идеального), энтальпии (количество выделяемой и поглощаемой энергии) и энергии Гиббса (возможность переноса масс). По словам Хаустова, такое исследование помогает в реальных условиях применить термодинамический анализ к переносу вещества и энергии в естественных диссипативных системах.

По результатам исследования экологами были сделаны выводы о том, какие факторы существеннее влияют на накопление ПАУ. Так, ученые выяснили, что экосистеме недалеко от кожевенных заводов в Китае главный фактор – изменение энтропии, в то время как в кампусе РУДН - изменение энергии Гиббса.

Фото: Индикатор.