Ученые из Новосибирского государственного университета и Токийского технологического института (Япония) по результатам совместной работы предложили новую модель внутриконтинентального вулканизма, объясняющую, как вулканы образуются вне границ литосферных плит. Статья опубликована в журнале Tectonophysics, об исследовании рассказывает сайт НГУ.

В своей работе ученые предложили объяснение возникновения вулканизма, например, в Центральной и Восточной Азии. По этой территории не проходит границы литосферных плит, что является причиной более 90% проявлений вулканизма — когда плиты погружаются друг под друга либо расходятся. Нет здесь причин и для так называемого внутриплитного вулканизма, который часто связывают с действием потоков вещества и энергии, поднимающихся непосредственно из глубин мантии, так называемых мантийных суперплюмов, образующихся на границе ядра и мантии Земли.

Модель, предложенная геологами, подразумевает генерацию отдельных, небольших мантийных плюмов (гидро-карбонатные плюмы) не на границе ядро-мантия, а в переходной зоне мантии на меньших глубинах — 400–600 км. Ученые считают, что плавление вещества здесь связано с особыми условиями, которые возникают благодаря поступлению в мантию не только базальтов и осадков океанической плиты, но, что самое важное, воды, углекислоты и гранитного материала разрушающейся континентальной коры.

«Азия в этом смысле является уникальным континентом, так как она окружена двумя самыми протяженными в мире зонами субдукции: западно-тихоокеанской, где под окраину Азии погружается тихоокеанская плита, и зоной Суматры, под которую погружается Индо-Австралийская плита. Они и являются поставщиками материала, который нарушает равновесие в мантии и вызывает плавление», — поясняет один из авторов исследования Инна Сафонова.