Как обнаружить метеорит до того, как он обнаружит нас

ООН намерена снизить риск столкновения Земли со сбившимися с орбиты астероидами.

Когда в феврале прошлого года над Челябинском взорвался метеорит, космические агентства во всем мире узнали об этом из… сообщений на «Твиттере» и «Ютьюбе».  То есть в час икс специалисты оказались не более информированы, чем все мы, «обычные» люди. Организация Объединенных Наций посчитала, что Челябинский метеорит был «предупредительным выстрелом» и гражданам Земли пришло время действовать. И в октябре Генеральный секретарь ООН одобрил ряд мер, призванных ограничить предельную величину угрозы со стороны сбившихся с пути астероидов.

ООН планирует создать Международную группу по предупреждению об астероидах, чтобы страны — члены этой международной организации, могли обмениваться информацией о потенциально опасных космических каменных глыбах. Если астрономы заметят угрожающий Земле астероид, Комитет по мирному использованию космического пространства ООН поможет скоординировать операцию по отклонению его орбиты.

Впрочем, МЧС России прогнозирует, что крупные астероиды в этом году не будут угрожать Земле. По оценке экспертов ведомства, в 2014 году ни один из известных крупных астероидов не пройдет в опасной близости от Земли. Вместе с тем, по заключению специалистов МЧС РФ, методов прогнозирования падения метеоритов метрового масштаба (по аналогии с челябинским метеоритом) с заблаговременностью до суток пока не существует.

По данным NASA, при максимально благоприятной ситуации самый чувствительный из имеющихся телескопов обнаружил бы появление челябинского метеорита за два часа до падения. Для этого необходимо было наблюдать именно за тем участком неба, где появился метеорит. Однако эти расчеты относятся к ночному небу, так как днем использовать подобные телескопы нельзя (челябинский метеорит наблюдался в светлое время суток).

Изучив мировой опыт по наблюдению метеоритов, члены Ассоциации исследователей космоса (АИК) рекомендовали ООН предпринять первые шаги для решения проблемы сбившихся с пути астероидов. АИК также попросила ООН скоординировать учебные космические экспедиции по отклонению астероидов, чтобы проверить методы отклонения каменных глыб с опасного курса прежде, чем такая практика станет необходимостью.

АИК считает, что каждая страна должна делегировать обязанности по предупреждению об астероидной опасности специальному международному агентству. «Сегодня ни одно правительство в мире не поручило какому-нибудь из своих агентств взять на себя ответственность за защиту планеты», — заявил член АИК и команды «Аполлона-9» астронавт Расти Швайкарт во время общественной дискуссии в октябре в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке.

Следующий ключевой этап в защите Земли — выявление объектов, таящих потенциальную угрозу. «Существует примерно миллион астероидов достаточно больших, чтобы уничтожить Нью-Йорк, — отметил бывший астронавт ЭдЛю на этой встрече. — Наша задача — найти эти астероиды первыми, до того, как они найдут нас».

Используя средства частных инвесторов, Лю основал «Фонд В612» — некоммерческую организация, которая разрабатывает космический телескоп, получивший название «Сентинел» — «Страж». Чувствительность телескопа к инфракрасному излучению — тепловому излучению, излучаемому объектами, нагретыми Солнцем — должна позволить ему засечь большое число по-настоящему зловещих астероидов, но более мелкие небесные тела, такие как то, что взорвалось над Челябинском, по-прежнему в основном останутся незамеченными.

Раннее обнаружение важно, поскольку это увеличивает шансы того, что гигантский астероид удастся отклонить в сторону, прежде чем тот упадет на Землю. Если космический аппарат врежется в астероид за 5-10 лет до того, как каменная скала должна будет столкнуться с Землей, даже небольшого изменения орбиты будет достаточно, чтобы тот пролетел мимо.

nasa астероид метеорит отклонение астероидов угроза из космоса