Люди и животные каждый день выполняют множество действий, о которых даже не задумываются, например, дышат или пережевывают пищу. Однако их мозг все равно прикладывает значительные усилия для того, чтобы они смогли осуществиться. При этом до сих пор был плохо изучен механизм — как и благодаря чему это происходит. Группа канадских специалистов по нейронаукам под руководством Арлет Колта из университета Монреаля (Канада) попыталась ответить на этот вопрос. Свое исследование они опубликовали в журнале Nature Neuroscience. Кратко результаты работы изложены в материале на сайте NeuroScientistNews.

Группа остановила свое внимание на том, как крысы пережевывают пищу. Известно, что связи между нейронами, благодаря которым происходят разнообразные физиологические процессы, зависят от способности нейронов изменять свои свойства, чтобы расшифровать естественные сигналы. Например, если речь идет о процессах жевания и дыхания, нейроны должны получить некоторый ритмичный сигнал. Этот сигнал — в случае с пережевыванием пищи — зависит от концентрации Ca2+ в межклеточном пространстве. Как показало исследование Арлет Колта и ее коллег, в этом процессе ключевую роль играют так называемые астроциты — вспомогательные нервные клетки. Эти клетки способны при помощи увеличения количества специального белка S100β увеличивать концентрацию Ca2+, при этом, когда крысам вводили белок, блокирующий активность S100β, это приводило к тому, что требуемого для жевания ритмического сигнала не происходило, и соответственно крысы теряли способность к пережевыванию пищи.

Хотя в настоящее время значение астроцитов для выполнения такой незаметной, но важной активности показано только на примере пережевывания пищи у крыс, Арлет Колта считает, что их исследование в дальнейшем может быть важным и для изучения других подобных процессов.

Следует отметить, что астроциты отвечают не только за то, чтобы организм мог жевать, но и, например, возможно, что от них зависят память и способность к обучению.