Группа американских, гватемальских и японских археологов под руководством Такеши Иномата (Takeshi Inomata) из университета Аризоны пришла к выводу о том, что майя начали строить свои храмы еще до перехода к оседлому образу жизни, сообщает пресс-релиз на сайте университета. Само исследование доступно в журнале PNAS.

Традиционно считается, что люди, которые способны построить монументальные сооружения, вроде Гёбекли-Тепе в Турции, — это люди, ведущие оседлый образ жизни, а группы современных им охотников и собирателей, живших на той же территории, представляют собой какой-то иной народ, который никак не связан с постройкой древних памятников. Группа Такеши Иномата на основании многолетних раскопок в Сейбале — одном из самых ранних городищ майя — в своем исследовании опровергает эту точку зрения. По их данным, первые монументальные постройки в Сейбале, которые датируются 950 г. до н.э., не могли быть построены силами только оседлых обитателей этой местности, соответственно, в строительстве сейбальцам помогали их кочевые соседи.

Как говорит Такеши Иномата, первые признаки доместикации кукурузы и, соответственно, появления оседлого образа жизни в регионе майя, датируются серединой IV тысячелетия до н.э., примерно в середине II тысячелетия до н.э. в регионе появляется первая керамика. При этом с ранними земледельцами и гончарами на территории современной северной Гватемалы и Белиза соседствовали группы охотников и собирателей, которые в течение продолжительного времени не стремились перейти к оседлому образу жизни.

Раскопки на территории Сейбаля, который расположен в долине реки Пасьон в Гватемале, показали, что первые монументальные постройки и храмы появились тут почти на 200 лет раньше, чем первые постройки, которые использовались для жилья. Соответственно, на территории городища долгое время практически никто не жил. Как отмечает Такеши, существует вероятность, что мы просто еще не раскопали их, однако если бы они были бы устроены также как жилые постройки майя более позднего времени и были бы столь же многочисленны, то археологи бы их уже нашли. Тем более, что на территориях несколько в стороне от главных построек ученые находят следы керамики того времени. Скорее всего, заключает Такеши, древние жители этих мест в большинстве своем вели кочевой образ жизни, не строили постоянных жилищ и не хоронили своих предков под полом, как поступали майя в более поздние времена, а к храму приходили во время каких-то праздников.

Как считают ученые, по результатам сейбальских раскопок, полный переход к оседлому образу жизни в этом регионе окончательно произошел к III в. до н.э., а до этого почти тысячу лет группы земледельцев сосуществовали с кочевыми группами охотников и собирателей и, что важно, вероятно, они принадлежали к одному народу. То есть гипотеза, что в рамках одной культуры не могут сосуществовать кочевники и оседлые не является верным хотя бы для одной общности — майя.