Как кроссовки меняют физиологию бега

Они делают за стопу бегуна часть ее работы, но при этом увеличивают нагрузку на ее мышцы.

Беговые кроссовки делают за стопу бегуна часть ее работы, но при этом увеличивают нагрузку на ее мышцы. К такому выводу пришли ученые из Университета Квинсленда (Австралия) под руководством доктора Люка Келли (Luke Kelly), статью которых, опубликованную в журнале Journal of the Royal Society Interface, пересказывает сайт журнала Science.

Эволюция приспособила тело человека для бега — но по земле, а не по твердым поверхностям вроде асфальта. Чтобы бегать по ним, мы добавили между ногой и поверхностью пружинящую прослойку — подошву беговых кроссовок. Очевидно, что они меняют физиологию бега, но как именно? До сих пор эволюционные биологи полагали, что кроссовки разгружают мышцы стопы, делая их более слабыми и «ленивыми». Цель исследования доктора Келли с коллегами как раз и состояла в том, чтобы проверить эту гипотезу.

Для этого они поставили серию экспериментов на 16 добровольцах, которые бегали по беговой дорожке (тренажеру), в полотно которой были вставлены сенсоры давления. Другие микросенсоры, имплантированные в стопы людей, анализировали работу их мышц. Таким образом, ученые получали всестороннюю подробную информацию, на основе которой построили теоретическую модель происходящего с босой ногой и с ногой в кроссовке, во время бега по твердой поверхности.

Оказалось, что кроссовки действительно делают за стопу бегуна часть ее работы: в тех ситуациях, когда свод стопы босой ноги расплющивается полностью, свод стопы ноги, обутой в кроссовок, опускается только на 75%. Однако при этом кроссовки увеличивают нагрузку на мышцы.

«Когда связки и мышцы растягиваются во время опускания свода стопы, они, подобно растягивающейся резиновой ленте, накапливают энергию. Меньшее сжатие означает меньше сохраненной энергии. Так что я думаю, что эволюционные биологи по сути правы, только на самом деле, как мы впервые показали, нагрузка на мышцы увеличивается, а не наоборот», — сказал доктор Келли.

Иными словами, кроссовки действительно меняют физиологию бега, но не так, как до сих пор предполагали ученые, а ровно противоположным образом.

Напомним, в прошлом году другие научные коллективы разобрались, почему бег приносит удовольствие и при этом в исполнении детей кажется нам смешным.

бег кроссовки физиология бега