Группа ученых из Московского государственного университета и Университета Корк (Ирландия) изучила ранний ответ клеток на ишемию — снижение кровоснабжения, приводящее к гибели клетки. Результаты опубликованы в научном журнале Genome Biology.

В ходе исследования ученые изучили ранний ответ на ишемию в течение первого часа после стресса. Оказалось, что уже через 20 минут после стресса начинаются значительные изменения в синтезе определенных белков, которые в дальнейшем только нарастают. Наибольшим образом меняется синтез белков, вовлеченных в дыхательную цепь митохондрий — по всей видимости, клетка пытается резко адаптироваться к новым условиям и переключиться на «альтернативные» источники энергии, чтобы избежать гибели. Таким образом, обнаружена более ранняя система регуляции, про которую никто раньше не знал.

Исследование стало возможно благодаря развитию методов глубокого секвенирования. В частности, учеными использовался метод рибосомного профайлинга. Благодаря этому методу можно получить «мгновенный снимок» всего белкового синтеза в клетке в заданный момент времени.

Длительное воздействие ишемии всегда приводит к необратимым повреждениям тканей в области поврежденного сосуда, и как следствие — к клеточной смерти. Однако в течение короткого времени после стресса клетки еще жизнеспособны, их еще можно спасти и избежать разрушительного воздействия ишемии. Именно поэтому понимание процессов, протекающих в клетке в первые часы, или даже минуты, после ишемии, может иметь очень важное фундаментальное и прикладное значение.