Ученые из Массачусетского технологического Университета (США) совместно с Бостонской скрипичной мастерской (США) сделали вывод, что форма отверстий на верхней деке скрипки принципиально влияет на звук. Выводы эксперимента опубликованы сегодня в журнале Proceedings of the Royal Society.

Исследователи проанализировали, как воздух проходит сквозь эфы (отверстия на верхней части скрипки) разной формы — f-образные, в виде круга, полумесяца и С-образные. Выяснилось, что воздух движется быстрее в длинных узких эфах f-образной формы, чем в остальных отверстиях, позволяя скрипке издавать более мощный звук на нижних струнах — соль и ре.

Предполагается, что форма отверстий скрипки с X по XVI век менялась именно поэтому — скрипичные мастера искали мощный акустический сигнал.

На основе расчетов расхода воздуха группа обнаружила, что инструменты с f-образными отверстиями должны иметь в два раза больше акустической мощности, чем аналогичный инструмент с одним круглым отверстием. Разница соответствует примерно трем децибелам. При этом даже незначительные изменения в длине эфы влияют на звучания.

Расчеты объясняют, к примеру, почему на скрипках Амати, имеющих короткие эфы, играют в небольших камерных ансамблях, тогда как скрипки Гварнери с длинными эфами и более плотным звуком пользуются популярностью в крупных ансамблях и для игры в больших концертных залах, говорят ученые.

Впрочем, этот анализ затрагивает только влияние эфы на звук, что занимает лишь малую часть скрипки. На звучание инструмента влияют и другие параметры — толщина дек, материал грифа, струны.