К звездам и дальше

Новосибирский государственный университет получил грант Правительства РФ в размере  90 миллионов рублей, которые вуз получит в течение трех лет. О том, что будет сделано на эти деньги, рассказал Анатолий Маслов – заместитель директора ИТПМ СО РАН.

Новосибирский государственный университет получил грант Правительства Российской Федерации по теме «Численное и экспериментальное исследование неравновесных течений с приложениями к космической технике». Размер гранта – 90 миллионов рублей, которые вуз получит в течение трех лет – по 30 млн. в год. О том, что будет сделано в рамках этого проекта, рассказал Анатолий Александрович Маслов – заместитель директора ИТПМ СО РАН и заместитель заведующего кафедры аэрофизики и газовой динамики физического факультета НГУ.

От теории к эксперименту

В рамках мегагранта в НГУ заработает лаборатория неравновесных течений и аэротермодинамики космических аппаратов. Она объединит исследователей вычислительной и эксмериментальной газовой динамики из НГУ и Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) им. С.А. Христиановича СО РАН. Эта лаборатория позволит не только проводить исследования мирового уровня, но и готовить специалистов в области перспективных космических технологий.

Новая лаборатория НГУ будет  вести работы по аэротермодинамике элементов перспективных космических аппаратов

Возглавлять новую лабораторию будет Сергей Феликсович Гимельшейн – доцент-исследователь астронавтики Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, США). В 1988 году он закончил факультет прикладной математики и информатики НЭТИ (сейчас Новосибирский государственный технический университет), и начал научную карьеру в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Затем Сергей Феликсович перебрался в США и работал в Университете Джорджа Вашингтона и Университете штата Пенсильвания.

- Развитие новых поколений космической техники – высокоэкономичных ракетоносителей, возвращаемых аппаратов, малых спутников и межпланетных космических кораблей, невозможно без глубокой проработки крупных научных проблем, - отмечает Анатолий Александрович Маслов. – Ключевые задачи в этом направлении – улучшение понимания неравновесных газовых течений и кардинальное повышение возможностей инженеров и ученых описывать и предсказывать их свойства.

Как утверждает Анатолий Александрович, эту задачу могут решить только комплексные теоретические, расчетные и экспериментальные исследования. Чем же конкретно займется лаборатория?

В перспективе, планируемые исследования могут совершить настоящий прорыв в космической отрасли. В числе интересов ученых – аэротермодинамика элементов перспективных космических аппаратов, а также традиционные и передовых технологии создания реактивной тяги, включая химические и электрические ракетные двигатели. Также ученые будут решать и прикладные аэрокосмические задачи.

Кроме этого, ученые планируют создать мощные программы численного моделирования – в том числе, для расчетов аэротермодинамики космических аппаратов на суперкомпьютерах. Результаты исследований станут основой для новых образовательных курсов НГУ, а разработанные программные системы обзаведутся специальными учебными версиями. Ждем результатов!

анатолий маслов лаборатория неравновесных течений и аэротермодинамики космических аппаратов мегагрант новосибирский государственный университет