Учёные создали медузу-биоробота

Американские биоинженеры создали «живую модель» медузы из силикона и клеток сердечной ткани крысы

Биороботы переходят из фантастики в реальность. Группа американских учёных воспроизвела медузу, «корпусом» для которой служит силикон, а «двигателем» – клетки мышечной ткани из сердца крысы. Синтетический «организм», названный «медузоидом» и похожий на цветок с восемью лепестками, воспроизводит все движения живой медузы, будучи помещённым в электрическое поле, пишет журнал Nature.

«В морфологическом и функциональном отношении мы создали медузу. Генетически – это крыса», – приводит издание слова руководителя экспериментов Кита Паркера (Kit Parker) из Гарвардского университета.

Лаборатория Паркера занимается воспроизведением различных тканей человеческого организма, прежде всего сердечных, для проведения испытаний лекарств и регенерации органов. С 2007 года он изучает кишечнополостных животных для того, чтобы лучше понять принципы действия мышц, функционирующих в качестве насоса. Учёному помогают биоинженер Джон Дабири (John Dabiri) и студентка магистратуры Дженна Норот (Janna Nawroth) из Калифорнийского технологического института.

Дженна составила подробную схему клеточного строения одной из наиболее распространённых медуз – аурелии (Aurelia aurita) и обнаружила, что её мышечная ткань имеет радиально-кольцевую структуру: волокна располагаются вокруг центрального кольца и вдоль восьми своего рода «спиц». Таким образом, чтобы «зонтик» медузы сократился, к нему нужно приложить электрический импульс, расходящийся от центра кругами.

В аквариуме под воздействием двух электродов «медузоид» не только плавает, но даже воспроизводит движения, которыми реальное животное направляет частицы пищи к своему ротовому отверстию.

«Это убедительная демонстрация возможности создания химерических систем из живых и неживых компонентов», – оценил работу своих коллег специалист Центрального общего госпиталя штата Массачусетс Джозеф Ваканти (Joseph Vacanti), также занимающийся синтезом тканей.

По словам самого Кита Паркера, его команда вывела биотехнологии на качественно новый уровень. «Обычно, говоря о синтетических жизненных формах, мы имеем в виду, что кто-то взял живую клетку и вставил туда новые гены. Мы же сделали животное. Тут дело уже не только в генах, но в морфологии и функциях», – подытожил он.

Ближайшая цель учёных – использовать «медузоида» для проверки эффективности кардиотонических лекарственных препаратов.

биотехнологии гарвард роботы