Японцы претендуют на открытие 113-го элемента

Между российскими и японскими учёными разразилось нешуточное соперничество за пальму первенства в открытии элемента 113

Физики из Японии заявили, что им удалось синтезировать атом 113-го элемента таблицы Менделеева. Подробности этой истории излагает ScienceInsider.

Специалисты из Объединенного института ядерных исследований в Дубне и их американские коллеги объявляли об открытии элемента 113 ещё в 2003 году. Через год аналогичное заявление сделали японские учёные. Однако первые результаты убедили в открытии немногих физиков в мире.

Элементы тяжелее 100-го можно получать только путём бомбардировки металлической пластины тяжёлыми ионами. Японцы бомбардировали мишень из висмута пучком ионов цинка. В резульате в 2004, 2005 и 2012 годах им удалось зафиксировать три цепочки распада.

В Дубне же 113-й элемент получили ещё в 2003 году при синтезе элемента 115: он распадался на 113-й и более лёгкие элементы. С тех пор удалось синтезировать 56 атомов элемента 113 с пятью разными массами. Летом текущего года российские физики подали заявку на признание элементов 113, 115, 117 и 118.

Повторить опыт японских учёных на другом ускорителе, чтобы подтвердить их открытие, будет непросто. Однако они уверены, что их способ получения 113-го элемента достовернее российского. Решение, кто станет официальным первооткрывателем элемента и получит право дать ему название, остаётся за Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUPAC) и в Международным союзом теоретической и прикладной физики (IUPAP).