Учёные защитят стволовые клетки от рака

Синья Яманака разрешил ещё один сложный этический вопрос, связанный со своим детищем

Недавний нобелевский лауреат Синья Яманака сообщил о том, что ему и его коллегам удалось разрешить ещё один сложный этический вопрос, связанный с использованием индуцированных плюрипотентных стволовых клеток в регенеративной медицине, пишет японская газета  Mainichi Shimbun. Уже в конце текущего года Центр изучения и применения iPS-клеток Киотского университета планирует приступить к массовому производству стволовых клеток, у которых практически сведён на нет риск индуцирования рака.

Это достигается за счёт так называемого шестифакторного метода: в клеточную структуру вводятся пять генов, определяющих многофункциональность, и одна рибонуклеиновая кислота (РНК). При этом ген c-Myc, ответственный за склонность клетки к канцерогенной трансформации, заменён на L-myc. Риск развития рака снижается ещё и потому, что факторы вводятся не в клеточное ядро, а в так называемые плазмиды – внехромосомные ДНК, способные к автономному существованию в цитоплазме.

Чтобы облегчить бремя доноров, Яманака предполагает брать за основу для биоматериала образцы крови. По его расчётам, производимые клетки будут соответствовать биологическим типам 30-40 процентов всех японцев.

рак регенеративная медицина синья яманака стволовые клетки япония