Учёные выступают за создание банка стволовых клеток

Японский пионер исследований стволовых клеток Шинья Яманака и ряд его американских коллег выступают за складирование стволовых…

Японский микробиолог Шинья Яманака выступил с инициативой создать в стране банк стволовых клеток для их дальнейшего использования в терапевтических целях. Его предложение вызвало оживлённую дискуссию в научных кругах, сообщает журнал Nature.

Именно Яманака в 2006 году впервые доказал, что кожные клетки мышей могут быть преобразованы в так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPS), из которых в дальнейшем можно вырастить любую ткань животного организма. Год спустя японский учёный повторил тот же эксперимент с клетками человека.

Исследования по стволовым клеткам всё ещё окружены аурой многочисленных этических дискуссий: ведь для их получения часто приходится использовать эмбрионы. Однако в той же Японии давно существуют базы образцов эмбриональной крови, полученной из пуповин. И в июле текущего года официальный Токио разрешил создание клеточных линий на основе этого материала, что стало обнадёживающим сигналом для Яманаки и его коллег.

По расчётам биолога, для создания полноценного клеточного банка ему потребуется 75 серий клеток, способных прижиться в иммунной системе 80 процентов японцев. Но чтобы найти даже столь небольшое количество доноров, придётся взять около 64 тысяч образцов. Из них 29 тысяч специалисты рассчитывают получить именно из банков эмбриональной крови.

В смысле создания подобных хранилищ Япония хороша тем, что население этой страны не отличается особым генетическим разнообразием. У американских учёных оптимизма гораздо меньше: так, в Калифорнийском институте регенеративной медицины (CIRM) подсчитали, что их банк должен будет насчитывать уже 3 тысячи различных клеточных линий.

Кроме того, по словам президента CIRM Алана Траунсона (Alan Trounson), говорить о терапевтическом эффекте данного биоматериала ещё слишком рано: проходя через цепочку преобразований, он способен накапливать мутации и прочие дефекты. Ирвинг Вейсман (Irving Weissman) из Стэнфордского университета также отметил, что недавние эксперименты выявили повышенную склонность клеток подобного типа к образованию опухолей.

Тем не менее, Джордж Дэйли (George Daley) из Гарвардской медицинской школы к начинанию своих японских коллег относится с большим энтузиазмом. Недавно он посетил Центр по изучению и применению iPS-клеток (CiRA) Киотского университета, который возглавляет Шинья Яманака, и, не скрывая положительных эмоций по поводу увиденного, назвал его усилия по созданию национального банка таких клеток «отважным шагом».