Фукусима финансово наказала учёных

Правительство Японии перенаправляет зарплаты сотрудников бюджетной сферы на помощь при стихийных бедствиях

Японские учёные встревожены предложенными мероприятиями по экономии средств, которые бы в один момент уменьшили заработную плату многих сотрудников бюджетной сферы на 10%, что в перспективе сказалось бы на поддержании конкурентоспособной в масштабе всего мира научно-исследовательской среды.

29 февраля правительство Японии объявило о принятии закона, предусматривающего повсеместное сокращение зарплат госслужащих с целью оплаты восстановительных работ в регионе Тохоку, пострадавшем в прошлом году от цунами и аварии ядерного реактора на атомной электростанции Фукусима.

В законе напрямую не оговаривается необходимость урезать зарплаты сотрудникам университетов и многих финансируемых за счёт бюджетных средств независимых административных институтов (IAI). Однако правительство оказывает на эти организации давление, вынуждая их принимать подобные меры, и около 40% IAI уже пошли на это в той или иной форме. Другие ведут переговоры со своими профсоюзами и предупредили служащих о том, что в июле им могут заплатить меньше.

Хотя учёные и осознают необходимость в урезании бюджета, многие из них считают предложенные мероприятия чрезмерными, а метод их внедрения опасным и непрозрачным. «Мы пытаемся получить больше информации. Ни японские, ни иностранные СМИ ничего об этом не сообщают, — жалуется нейробиолог Томас МакХью. — Просто удручающе не знать, что происходит, и не иметь возможности возразить». При этом около 250 сотрудников правительственной службы уже обратились в суд по поводу понижения зарплаты.

Руководители IAI заявили о том, что они планируют уравнять уровень зарплат на предприятиях и в учреждениях, финансируемых государством, с частным бизнесом. Однако, по словам специалиста по молекулярной биологии Коухэя Цумото, это не соответствует действительности в отношении учёных. Согласно его оценке, исследователи в фармацевтических и биотехнологических компаниях зарабатывают в 1,5-2 раза больше, чем сотрудники университетов, занимающих аналогичные должности.

Цумото и другие японские учёные обеспокоены влиянием закона на привлечение местных молодых учёных: университеты уже столкнулись с проблемами наполнения аудиторий естественнонаучных предметов. Предполагается, что режим экономии будет действовать лишь в течение двух лет, однако, по мнению Цумото, они продлятся дольше. «Будет всё меньше и меньше студентов, желающих заниматься исследованиями, — считает он. — Это негативное влияние станет заметно в средне- и долгосрочной перспективе».

Источник: Дэвид Цираноски, Nature.com