Биологи изучили, как меняется цветочный запах при высокой концентрации приземного озона. Результаты исследования были опубликованы в журнала New Phytologist.

Всем известно, что озон защищает землю от вредного солнечного излучения. Озоновые дыры опасны, и озон надо всячески защищать. Но полезен озон не всегда. Стратосферный озон, находящийся высоко над землей, действительно экранирует Землю и его необходимо оберегать. А вот приземной озон, концентрирующийся рядом с земной поверхностью, вреден, он портит посевы и деревья и является основным компонентом городского смога. Теперь выяснилось, что он еще и отпугивает пчел от цветов.

Группа биологов во главе с Жераром Фарре-Аменголь (Jerrard Farre-Amegol) помещала горчицу черную (Brassica nigra), — цветок, распространенный практически по всему миру, — в лабораторных условиях в окружение с разными уровнями концентрации озона, от одной частицы озона на миллиард до 120 частиц (120 ppb). 120 ppb — это уровень, часто встречающийся в загрязненной городской среде. Затем с помощью масс-спектрометра они измеряли уровень молекул, ответственных за аромат цветов, на расстоянии до 4,5 метров.

Оказалось, что концентрация молекул запаха оказывалась от 17 до 31 процента ниже при высоком уровне озона. При этом, чем дальше от цветов производились измерения, тем меньше там было молекул запаха. Кроме того, выяснилось, что различные молекулы уменьшаются в разной пропорции, а это значит, что сам запах цветка меняется.

Эти факторы явно могут помешать пчелам найти цветок, и, следовательно, опылить его.

В той ситуации, когда количество пчел в мире уменьшается и их деятельность оказывается под угрозой (об этом неоднократно писал портал Научная Россия), дополнительные проблемы, связанные с опылением растений, могут вызвать только дополнительное беспокойство.