15 июня исполняется 800 лет со дня подписания Великой Хартии Вольностей. Сообщения об основных юбилейных мероприятиях помещены на специальном сайте. Это событие потомки понимают совсем не так, как его современники. Бароны, принудившие короля подписать Хартию, и не помышляли о свободе и демократии для всех. Они думали о том, чтобы защитить свои интересы, свою власть и свою собственность — но установив правила, не зависящие от воли одного человека, они тем самым заложили фундамент верховенства закона, которое, как показывает практика, одно и может привести страну к процветанию и свободе.

800 лет назад произошло одно из величайших событий в истории, как Англии, так и всего цивилизованного мира. В 1215 году правивший тогда Англией король Иоанн Безземельный (получивший свое прозвище из-за того, что он из-за бездарного ведения войны потерял свои владения во Франции) настолько довел вассалов своим деспотическим и несправедливым правлением, что они подняли против него бунт. Последней каплей, переполнившей их терпение, стало то, что король Джон увел невесту у одного из своих вассалов, тем самым нарушив свои обязанности сеньора, одной из которых было уважение к тем, кто ему служил. Бароны вооружились, торжественно сломали пучок соломы — как символ того, что они в ответ отказываются от своих вассальных обязательств, — и начали войну. Вскоре королю пришлось пойти на переговоры. В результате был подписан документ, получивший название Magna Carta Libertatum — Великой Хартии Вольностей. По этому документу король обязывался впредь решать все вопросы управления только совместно с советом, составленным из знатнейших баронов и епископов. В случае нарушения им своих обязательств, бароны имели право вновь начать войну (правда, особо оговаривалось, что эти военные действия не могли наносить ущерб личности короля и его семьи).

За прошедшие века Великая Хартия Вольностей становилась все более и более значимой. Она, по существу, легла в основу того процесса становления законности, а потом демократии, который продолжался в Англии в течение нескольких столетий. Через полвека после подписания Хартии, в 1265 году, в Англии был впервые созван парламент. Намного позже, уже в XVII веке, парламент, добившийся к тому времени огромной власти, принял несколько документов, которые обеспечили защиту прав отдельной личности — Habeas Corpus Act, не позволяющий беспричинно арестовывать человека и запрещающий считать его виновным до решения судьи, и «Билль о правах», фактически определивший верховенство парламентской власти над королевской. В XIX веке были проведены реформы, постепенно все больше расширявшие количество людей, обладавших избирательным правом. Все эти, и многие другие явления, историки в той или иной степени связывают с Великой хартией вольностей. Процесс, начатый в 1215 году, был очень долгим и непростым. Англия знала свои периоды гражданских войн, знала королей-деспотов, жестоко нарушавших права своих подданных. Однако память о Хартии не исчезала, и не случайно многие короли, вступая на престол, обязывались соблюдать ее.

Знаменитый британский политик XVIII века Питт-старший даже назвал Хартию «английской Библией», а Уильям Стаббс, британский историк XIX века, сказал, что «вся конституционная история Британии — это всего лишь комментарий на полях Великой хартии вольностей».

Неудивительно, что в этом году в Великобритании торжественно празднуют юбилей Хартии. Был создан специальный комитет по координации празднований, патроном этого комитета выступает сама королева.

Все юбилейные мероприятия — лекции, выставки, речи, костюмированные представления и т.д. — невозможно перечислить. Были разработаны туристические маршруты, составлен список городов, связанных с событиями 2015 года. Что характерно, на карте, показывающей города, связанные с Magna Carta, отмечены также Канберра и Вашингтон, — Австралия и США также ощущают свою причастность к тому процессу, который начался 800 лет назад.

Специальный сайт, созданный Британской библиотекой, содержит ссылки на разнообразные источники и образовательные программы — британцы хотят, чтобы наследие Великой Хартии изучалось в школах и связывалась с современной борьбой за права человека и за верховенство закона. Здесь же, в Британской библиотеке в феврале была проведена необыкновенная выставка — четыре сохранившихся до сегодняшнего дня экземпляра Хартии были собраны вместе.

Самое важное в праздновании юбилея Великой Хартии Вольностей — постоянное подчеркивание связи этого старинного документа с сегодняшней жизнью. Не случайно на лугу Раннимед, где была подписана хартия, теперь установлен памятник не средневековым баронам, а королеве Елизавете II, — как символ того, что современные монархи подчиняются закону.

При этом, что особенно существенно, Хартия определила способ действий для тех, кто хотел отстаивать свои права. Британский политик Дэниэл Ханнан в своей статье по поводу юбилея подчеркнул, что британский конституционный строй, зародившийся благодаря Великой Хартии Вольностей, сохраняется и работает потому, что «начиная с Magna Carta, защита свобод стала обязанностью каждого».