Академик РАН Валерий Николаевич Чарушин рассказал о 50-летии Уральского отделения Российской академии наук, важнейших событиях и результатах работы 2021 года.

Институт математики и механики исследовал математическую модель совместного движения трех участников: объект, вспомогательный мини-объект и недружественный наблюдатель. Также учеными получены пленки лазерно-индуцированного графена. Они важны для разработки микросуперконденсаторов.

Учеными разработана модель намагничивания ферримагнетика около точки магнитной компенсации и система терморегулирования, которая применяется в твердотельных лазерах. Валерий Николаевич подчеркнул, что разработка передана в РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е.И. Забабахина.

Институт химии твердого тела Уральского отделения РАН создал люминофоры на основе тетрагерманатов. Люминофоры преобразуют ИК излучение в видимое.

Как и Дальневосточное отделение РАН, уральские ученые исследовали миграцию особей сапсанов в Евразийской Арктике. Были обнаружены пять миграционных путей. Предполагается, что маршруты сформировались из-за широтных и долготных сдвигов во время перехода от ледникового периода к эпохе голоцена. По прогнозам исследователей глобальное потепление сократит ареалы размножения птиц в Арктике. Также были проанализированы геномы популяций, что помогло выявить ген, который связан с различиями в путях миграции.

Аграрная область наук дала результаты в виде новых сортов картофеля, зерновых, кормовых, плодово-ягодных культур. Здесь же разработана программа управления исследованиями по плодородию почв и новых технологий, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур. Улучшена система зяблевой обработки дерново-подзолистой почвы.

"Проведен анализ 9 программ развития шести организаций высшего образования в рамках федеральной программы "Приоритет-2030", - рассказал Валерий Николаевич о деятельности в области экспертизы.