«Пьезо-ядерная» теория не получила поддержки

Итальянскому физику, выступившему с оригинальной концепцией ядерных реакций, могут отказать в государственном финансировании

В Италии разгорается спор вокруг оригинальной физической теории, авторы которой подали заявку на получение гранта от государства в размере около 500 тысяч евро. Министр образования и науки страны Франческо Профумо заявил, что концепция «пьезо-ядерного расщепления», предложенная физиком Альберто Карпинтери, будет подвергнута более тщательному анализу, прежде чем правительство примет решение о финансировании исследований.

Карпинтери возглавляет одно из наиболее авторитетных научных учреждений Италии – Национальный институт метрологических исследований (INRIM) в Турине. Основная идея его новой концепции состоит в том, что сжатие некоторых твёрдых веществ способно вызывать реакции расщепления атомных ядер без образования гамма-лучей, а также ядерных отходов. Эффект получил название «пьезо-ядерного расщепления», так как поведение тел в этом случае напоминает поведение пьезоэлектриков, в которых вынужденные колебания создают электрический ток.

Однако другие итальянские физики встретили оригинальную идею в штыки. По словам Эцио Пуппина из Миланского технического университета, Карпинтери и его коллеги слишком неясно описали свои эксперименты, чтобы другие исследовательские группы могли их повторить. В конце мая этого года Пуппин выступил инициатором петиции в министерство образования и науки с просьбой о более тщательной экспертной оценке научных приоритетов INRIM. Её подписали более тысячи учёных, в том числе 50 подчинённых самого Карпинтери.

«Мы опасаемся, что будет нанесён ущерб нашей международной репутации», – говорит член научного совета института Джорджо Бертотти.

Как теперь видно, Рим принял решение удовлетворить просьбу недовольных физиков. Франческо Профумо не только инициировал экспертную проверку «пьезо-ядерной» теории, но и отменил своё прежнее решение о назначении в учёный совет INRIM одного из её авторов – Фабио Кардоне. Теперь вместо последнего на вакантное место претендуют итальянка Элизабет Джакобино, работающая в Париже, и немецкий учёный Эрнст Отто Гёбель, бывший президент Германского метрологического института.

Однако Альберто Карпинтери не намерен сдаваться. «Пусть INRIM выполняет решение министерства, но я хотя бы из любопытства продолжу свои исследования по пьезо-ядерным реакциям в Техническом университете Турина», – заявил физик, добавив, что планирует работать в тесной кооперации с Национальным исследовательским советом, а также Агентством по новым технологиям, энергетике и устойчивому развитию (ENEA), обладающим признанным авторитетом в ядерной сфере.

Источник: Эмилиано Ферезин, Nature.com