Электромагнитные волны решают самые трудные геологические задачи

Новый аппаратно-программный комплекс, разработанный учёными Иркутского технического университета, поможет отыскать труднодоступные месторождения ценных ресурсов

Учёными института недропользования Иркутского государственного технического университета разработан аппаратно-программный комплекс «Марс», призванный повысить эффективность поиска и разведки месторождений рудных полезных ископаемых, а также нефти и газа. Автор проекта, доцент кафедры технологии геологической разведки Юрий Давыденко рассказывает, что в основе разработки лежит технология электромагнитного зонирования и вызванной поляризации (ЭМЗВП).

«Пропуская электромагнитный импульс тока через геологическую среду, можно проследить прохождение тока. И от того, как и в каком месте исказился сигнал, возможно судить, что находится в глубине почвы. Анализируя полученные данные, можно не только определить, какая почва или порода залегают на определённой глубине, но и оценить минеральный состав вещества. В традиционно применяемых методах регистрируется недостаточное количество первичных данных, ценнейшая информация о распространении электромагнитных волн не участвует в дальнейшем анализе. Это приводит к тому, что за объект поиска принимаются объекты-помехи, что, в конечно итоге, приводит к ложному прогнозу», – пояснил учёный.

Новый комплекс способен находить различные месторождения, которые раньше были недоступны. Например, алмазоносные трубки взрыва, перекрытые вулканическими породами (траппами), просто не видны обычным способом, в то время как методом ЭМЗВП их возможно обнаружить.

Первые испытания технологии были проведены на территории археологического памятника «Курминское озеро-2», где под землёй скрыты металлургические печи (железовосстановительные горны) древних, а также на эталонном участке «Лиственничный» ОАО АК «Алроса». По словам Юрия Давыденко, в результате исследований было выяснено, что глубина измерений по новому методу может варьироваться от полуметра до двух километров.

Как отмечают разработчики, внедрение технологии ЭМЗВП может повысить точность измерений с 50 до 80-90 процентов, а также втрое снизить стоимость геологических исследований как при разведке руды или проведении инженерных изысканий в строительстве, так и при поиске нефти и газа на шельфе.

Источник: www.istu.edu