История, учительница жизни

В Российской Академии наук проходит научная сессия Общего собрания РАН, посвященная Году российской истории.

Большой зал Российской академии наук полон до отказа: сегодня здесь проходит научная сессия Общего собрания РАН, посвященная Году российской истории. «История России: актуальные проблемы и новые решения» — так звучит тема, собравшая здесь членов РАН из России, СНГ, Балтии и Грузии.

Видеорепортаж о научной сессии Общего собрания РАН «История России: актуальные проблемы и новые решения»

- Внимание руководства страны к ключевым вехам пути, пройденного Россией за сотни лет, свидетельствует о важности политической и воспитательной функций исторической науки, о важности исторической памяти, — сказал, открывая собрание, президент РАН Юрий Осипов, имея в виду, что указом президента России 2012 год был объявлен годом истории.

Историческо-культурное наследие России занимает серьезное место в работе РАН с первых десятилетий ее существования — ученые занимались поиском исторических источников, исследованием исторических событий, изданием трудов историков, реконструкцией исторических памятников, поддержанием и развитием традиций чествования истории нашего государства. Однако, к сожалению, ценность исторического фундамента для общества не раз ставилась под сомнение.

- Не все властные структуры на протяжении столетий оказались на высоте замыслов основателя Академии, Петра I, — сказал Юрий Осипов. — И в прошлом, и теперь находятся люди, стремящиеся противопоставить университетскую и академическую науку. Между тем историки не без оснований утверждают, что когда связь академии и государства ослабевала, это наносило вред и Академии, и государству, и обществу. И несмотря ни на что академические традиции изучения истории развиваются, и наука «гистория» остается, как и прежде, учительницей жизни.

О связи гуманитарных наук и, в частности, истории говорил и председатель Российского исторического общества, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.

- Я считаю важным и просто необходимым для законодательной власти тесное взаимодействие с научным сообществом по самым разным направлениям и, конечно, по вопросам истории, — сказал Сергей Евгеньевич. — Российское историческое общество было воссоздано по инициативе ученых, и подводя итог его работы в 2012 году я могу сказать, что работа с окончанием года не заканчивается, а только разворачивается. Одним из главных факторов для такой уверенности стал рост интереса общества к истории. Только глубокое знание прошлого и само стремление его понять способно формировать историческое сознание и  укреплять связь поколений. Я еще раз благодарю Российскую академию наук и тех людей, которые принимали в этом участие: Юрия Сергеевича Осипова, Александра Огановича Чубарьяна, Виктора Антоновича Садовничего, Анатолия Васильевича Торкунова, Анатолия Пантелеевича Деревянко, Валерия Александровича Тишкова, Сергея Павловича Карпова и других ученых. Как это было в нашей стране уже не раз, общественная история объединила представителей многих гуманитарных дисциплин, Российское историческое общество уже успело зарекомендовать себя в целом ряде научных и просветительских проектов, выступило организатором множества юбилейных исторических мероприятий. Впереди — работа по другим памятным датам, среди которых полувековой юбилей судебной реформы как важнейшего этапа становления российской правовой системы.

Среди важнейших задач Сергей Нарышкин отметил законодательную работу, направленную на поддержку исторической науки и сохранение исторических памятников и фондов, оцифровку российских исторических архивов, а также пропаганду и популяризацию научного знания.

В работе научной сессии приняли участие выдающие ученые, представившие сообществу доклады по самым разным аспектам исторического знания. Среди тем, поднятых в докладах, были новые археологические открытия на Алтае и проблемы формирования Homo sapiens, рождение российской государственности, результаты новых архивных изысканий по Древней Руси и Причерноморью в XIII-XV веках, драма больших русских иконостасов XV века, 1812 год и русская культура и многие другие.

Предлагаем вашему вниманию комментарии и доклады участников научной сессии РАН.

Юрий Осипов, Президент РАН Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы РФ, председатель Российского исторического общества
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президент РАН

Владимир Фортов,  вице-президент РАН, главный редактор журнала «В мире науки»

Александр Литвак, член Президиума РАН, доктор физико-математических наук, профессор, директор ИПФ РАН. Александр Асеев, председатель Сибирского отделения РАН, директор Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН, вице-президент РАН
 Александр Чубарьян, профессор, доктор исторических наук, директор Института всеобщей истории РАН

Владислав Панченко, директор Института проблем лазерных и информационных технологий РАН, председатель совета РФФИ

Христо Тахчиди, офтальмолог, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН

Исаак Халатников, советский и российский физик-теоретик, первый директор Института теоретической физики им. Л. Д. Ландау

Валерий Чарушин, председатель Уральского отделения РАН

Александр Некипелов, вице-президент РАН, директор Московской школы экономики МГУ имени М.В. Ломоносова

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН и Академии художеств, доктор исторических наук

Константин Анохин, нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, руководитель отдела нейронаук НИЦ «Курчатовский институт»

Сергей Алдошин, вице-президент РАН, директор Института проблем химической физики РАН, доктор химических наук Владимир Иванов, заместитель главного ученого секретаря президиума РАН

Михаил Алфимов, директор центра Фотохимии РАН, академик РАН, доктор физико-математических наук Валерий Козлов, вице-президент РАН, директор МИАН имени В. А. Стеклова, доктор физико-математических наук
Валерий Макаров, член Президиума РАН, директор Центрального экономико-математического института РАН Вячеслав Степин, президент Российского философского общества
Евгений Каблов, член Президиума РАН, генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов Виктор Матвеев, директор Объединенного института ядерных исследований, доктор физико-математических наук, профессор

Доклад Александра Чубарьяна, академика РАН, директора Института всеобщей истории РАН «Россия в мировом историческом процессе»

По мнению А.Чубарьяна, Россия сейчас стоит перед серьезным вызовом: появилась 10-томная история Украины, написаны истории Казахстана и других бывших союзных республик, и период СССР в них трактуется по-разному. Такая же картина и в странах Восточной Европы, где существовали коммунистические правительства. Вот почему главная задача современной российской исторической  науки - показать реальное место России в мировом историческом процессе на всем протяжении существования страны.

Доклад Анатолия Деревянко, академика РАН, директора Института археологии и этнографии РАН

Доклад посвящен новым археологическим открытиям на Алтае и проблемам формирования человека. Будучи специалистом по палеолиту Сибири, А. Деревянко утверждает, что на Алтае культура древнего человека сформировалась 50 тысяч лет назад - примерно в то же время, даже, может, несколько ранее, чем на Ближнем Востоке и в Африке. Еще в 2008 году российские ученые нашли фалангу пальца и зуб древнего человека: анализ ДНК показал, что это останки неизвестного прежде вида. Однако существование «человека алтайского», как назвали ученые этого сибирского предка человечества, еще требует доказательств.

Доклад Герольда Вздорнова «Драма больших русских иконостасов XV века».
Г. Вздорнов - член-корреспондент РАН, ведущий научный сотрудник ГосНИИ реставрации, создатель Музея фресок Дионисия в Ферапонтове.

Доклад посвящен истории формирования различных обликов иконостаса на Руси, деисусных иконах, судьбе Васильевских икон и других старинных святынь. В следующем году Россия отметит столетие со дня открытия русской иконы – открытия первой большой выставки русской иконы, созданной Степаном Черемшинским. Этому событию будет посвящена конференция и выставка, в организации которых приняли участие Третьяковская галерея, Русский музей, Российская академия художеств и Российская академия наук.

Доклад Всеволода Багно «1812 год и русская культура».
Всеволод Багно - член-корреспондент РАН, директор Института русской литературы РАН

В честь 200-летия Отечественной войны 1812 года прошло множество мероприятий по всему миру. Многие ее тайны до сих пор так и не раскрыты. Историков интересуют мельчайшие детали: не только сами события, но и отношение к войне императоров и их армий, ожидания простого народа. Исследования творчества Толстого, Волошина, Тютчева, Пушкина, Лермонтова, писем с поля боя,  и даже анекдотов и карикатур о событиях тех лет помогает ученым прочувствовать атмосферу минувших событий и приоткрыть завесу непознанного.

александр асеев александр литвак александр чубарьян виктор садовничий история россии общее собрание ран ран сергей нарышкин юрий осипов