Исследованы генетические тайны проказы

Почему эпидемии проказы в конце периода средневековья испытали резкий спад и ушли в прошлое? Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

В конце периода средневековья проказа встречалась у одного из каждых 30 человек, сегодня эта болезнь встречается в 91 стране мира и количество новых случаев ее составляет около 200 000 в год. Интернациональная группа исследователей реконструировала и сравнила геном Mycobacterium leprae возбудителя проказы,  за длительный исторический период времени. Задачей исследования было выяснить эволюцию этого возбудителя с эпохи средневековья до наших дней.

Ученые из Университета Tubinga в Германии и Лозаннской Федеральной политехнической школы провели реконструкцию генома средневековых штаммов Mycobacterium leprae.  Для этого ДНК возбудителя была выделена из костей людей, погибших от этой болезни в эпоху средних веков, а также от современных пациентов. Исследователи утверждают, что все имеющиеся штаммы этого возбудителя имеют общего предка, существовавшего 4000 лет назад – это подтверждают самые ранние останки больных проказой, найденные на территории Индии и датируемые периодом 2000 лет до нашей эры.

Результатом исследований явилось, в частности, то, что штаммы проказы, свирепствовавшей в городах средневековья, и современные штаммы практически одинаковы, не изменился и способ передачи возбудителя. Также исследователи установили, что средневековый штамм проказы из Швейцарии и Британии практически идентичен тому, что сегодня встречается на Ближнем Востоке.

Если причина спада эпидемии не кроется в возбудителе болезни, значит, она заключена в нас самих, и именно это мы должны установить – говорит Стюарт Коль, один из авторов исследования. Более ранние исследования показывают, что человек стал более устойчив к этой болезни в связи с развитием общества и  здравоохранения, решения социальных вопросов и изоляции больных проказой. Также существуют генетические механизмы, сделавшие большинство европейцев более устойчивыми к проказе, чем остальное население планеты.

Исследователи констатируют, что возбудитель проказы практически не изменился за тысячи лет и возможно, возраст его превышает возраст человеческого рода.

возбудитель проказы