Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики выпустил пресс-релиз, в котором обобщаются и анализируются собранные ВШЭ статистические данные о развитии отечественного высшего образования в 2000-2005 гг., в сравнении с другими секторами отечественной науки. Предлагаем вам краткий пересказ этого материала.

На протяжении последних 15 лет высшее образование развивалось динамичнее, чем прочие сектора отечественной науки. В среднем внутренние затраты российских вузов на исследования и разработки в указанный период росли на 10% в год, численность выполняющего их персонала — на 4,1%. Для сравнения, в целом для всей науки в РФ эти показатели составляли только 4,7% и 1,2%, соответственно. В результате, в 2015 г. российские вузы тратили на исследования в 4,2 раза больше, чем в 2000 г. — 87,7 млрд рублей. Доля сектора высшего образования за тот же период увеличилась с 4,5% до 9,6%, а число работающих в нем организаций — с 526 до 1124. В основном это вузы и их филиалы. Сейчас научную деятельность ведут 75,1% российских вузов.

Наукой в российских вузах по итогам 2015 г. занимаются 63,9 тыс. человек — это 8,6% всех занятых в отечественной науке. Причем 62,6% из них работают по совместительству либо по договорам гражданско-правового характера. Такая практика широко распространена среди профессорско-преподавательского состава.

Отечественные вузы активно берут на работу молодежь: в 2015 г. 15,3% трудоустроенных в секторе были недавними выпускниками (в предпринимательском секторе науки — 11.9%, в государственном — 9.6%). Средний возраст докторов наук в учреждениях высшего образования в 2015 г. достиг 60 лет, кандидатов наук — 48 лет. В целом по России эти показатели составляют, соответственно, 63 и 51 год. Однако при этом средний возраст исследователей в вузах мало отличается от общероссийского уровня: 46.2 года против 46.7 года.

Финансирует исследование и разработки в российских вузах в основном государство — на 58% (в том числе средства федерального бюджета составляют 48,3%). 27,4% средств дает бизнес, 11,4% составляют собственные средства учреждений высшего образования, 1,7% — зарубежные инвесторы. Среднегодовая стоимость основных фондов исследований и разработок в высшего образовании в 2015 г. составила 204,6 млрд руб., что в 2,7 раза превышает уровень 2000 г. (в постоянных ценах) и составляет 13.7% от их общего объема по отечественной науке.

Укрепляется материальная база: стоимость научного оборудования за указанный период выросла в 6,2 раза (в постоянных ценах), а его доля в объеме основных фондов повысилась до 42.7% (в 2000 г. — 18.8%). При этом более половины (51.1%) этих инструментов и установок находятся в эксплуатации менее 5 лет. В среднем в российской науке этот показатель составляет только 47.4%.

В одном только 2015 г. при участии вузовских преподавателей и исследователей было опубликовано 29 628 статей в научных журналах, индексируемых Web of Science (2/3 общероссийского потока публикаций) и подано более 6 тыс. патентных заявок на изобретения (почти половина от общероссийского числа). Таким образом, вузы в значительной степени обеспечивают «видимость» российской науки в мире.

При этом относительная результативность вузовской науки также высока. Например, на 100 занятых здесь исследователей приходится 14 патентных заявок на изобретения, что в 4 раза выше среднего уровня по всему научно-техническому комплексу.