Британские палеонтологи по-новому взглянули на то, как развивался мозг у динозавра Psittacosaurus и как он перешел от ходьбы на четырех конечностях к ходьбе на двух, говорится в пресс-релизе Бристольского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале PeerJ.

Пситтакозавр (Psittacosaurus) – растительноядный древний ящер, который относится к инфраотряду рогатых динозавров (цератопсов). Этот вид был широко распространен в раннем меловом периоде (около 125 миллионов лет назад) на территории современной Азии, особенно на северо-востоке Китая. Детеныши пситтакозавров вылуплялись крошечными, размером с хомяка, и вырастали до двух метров в длину.

Ученые рассмотрели сотню образцов окаменелостей этого динозавра и установили, что, по мере того, как динозавр рос, его мозг изменял свою форму: сначала он был «забит» в затылок, за огромными глазами детеныша, а затем становился длиннее, занимая все пространство в черепной коробке древнего животного.

Менялся не только размер мозга – менялась и «осанка» динозавра. Маленький Psittacosaurus сначала передвигался на четвереньках, а к двум или трем годам переходил в положение двуногих: стоял на удлиненных задних ногах и использовал передние конечности, чтобы срывать растительную пищу.

Исследователям удалось установить этот переход по ориентации полукружных каналов – костных структур внутри уха, которые являются частью вестибулярного аппарата. Эти каналы реагируют на наклоны и повороты головы и помогают сохранять равновесие. Ученые заметили, что один из трех каналов – «горизонтальный» – находился в своем правильном положении (горизонтальном) именно тогда, когда динозавр уже передвигался на двух конечностях.

«Мы видим, что голова Psittacosaurus направлена вниз и вперед, когда он был ребенком – как раз для того, чтобы двигаться на четвереньках. Затем, у подростка или взрослого, мы видим, что голова указывает точно вперед, а не вниз, как раз для двуногого», – отметила Клэр Буллар (Claire Bullar) из Школы наук о Земле при Бристольском университете, которая возглавила новое исследование.

Майкл Райан (Michael Ryan) из Университета Карлтона (Канада) добавил, что обычно для динозавров характерен обратный переход: по мере взросления они опускаются с двух ног на четвереньки. Возможно, в случае пситтакозавра играет роль определенный уклад жизни: дети были маленькими и уязвимыми и поэтому, вероятно, прятались в зарослях, тогда как на двух ногах взрослые динозавры могли быстрее бегать и ускользать от хищников.

[Иллюстрация: Images courtesy of Claire Bullar and IVPP]