Международной космической станции исполняется 15 лет

МКС – самый большой техногенный объект в космосе и самый дорогой научный проект в истории человечества, но задачи, которые она решает, чрезвычайно разнообразны

Международной космической станции (МКС) исполняется 15 лет. 20 ноября 1998 года Россия запустила первый её элемент – функционально-грузовой блок «Заря», а 16 дней спустя шаттл «Индевор» пристыковал к нему американский модуль Unity.

«Уже сейчас можно сказать, что следующий шаг в освоении космоса – межпланетные полёты – будет сделан, основываясь на опыте, полученном на МКС… Значение МКС для всех жителей Земли велико, так как многие высокие технологии создавались для космоса или были испытаны именно в космосе», – заявил журналистам российский рекордсмен по пребыванию на орбите, начальник ЦПК имени Гагарина Сергей Крикалёв.

Идея создания крупных объектов на орбите родилась в СССР 40 лет назад и воплотилась в долговременные станции «Салют» и «Мир». МКС вобрала в себя самые передовые технологии современной цивилизации и богатый опыт России в космической деятельности. Хотя она – самый дорогой научный проект в истории человечества, при этом и круг выполняемых станцией задач чрезвычайно широк. Фотографии с МКС помогают бороться со стихийными бедствиями и вести сельское хозяйство, образовательные программы вдохновляют будущих учёных, инженеров и исследователей космоса. Всего за 15 лет на ней побывало свыше 200 землян из 15 стран мира.

«Благодаря международному сотрудничеству нам удалось пройти через какие-то критические моменты. К примеру, у американской стороны отказывала система жизнеобеспечения, и мы их поддерживали, так же и у нас возникали какие-либо неполадки, и нас поддерживала иностранная сторона», – поведал Крикалёв.

По его словам, работа на станции – уже не «космическая гонка», а колоссальный обмен опытом, благодаря которому она стремительно развивалась все эти годы. Сейчас на орбите могут работать одновременно шесть и даже девять человек, эксплуатирующих международный многоцелевой космический исследовательский комплекс.

В настоящее время на орбите несёт вахту экипаж 38-й долговременной экспедиции в составе космонавтов Олега Котова, Сергея Рязанского, Михаила Тюрина, астронавтов NASA Майкла Хопкинса и Ричарда Мастраккио, а также астронавта японского космического агентства JAXA Коити Ваката.

Крикалёв отметил, что ресурса станции хватит ещё как минимум до 2020 года.

Подготовлено по материалам агентства ИТАР-ТАСС