Учёные «породнили» белки мозга с микрочипами

Израильские учёные придумали, как избежать конфликта стимулирующих электродов с мозговыми тканями

Специалисты Тель-Авивского университета изобрели способ избежать конфликта микрочипов, осуществляющих глубокую стимуляцию головного мозга электрическими импульсами, с самим мозгом. Они уверены, что эффекта можно достичь, если привлечь «на сторону» электронного устройства белки-антитела, встречающиеся в главном органе нервной системы.

Принцип глубокой стимуляции мозга уже немало лет используется для лечения болезни Паркинсона, депрессии и других тяжёлых нервных расстройств. Однако работа таких приборов чревата побочными эффектами в виде, например, головных болей или даже усиления симптомов самого заболевания (например, при эпилепсии). Причины – необходимость непрерывной работы большинства микрочипов, а также непосредственное соприкосновение электродов с мозговыми тканями, которое может быть негативно воспринято иммунной системой.

Для решения этой проблемы многие учёные предлагают покрывать электроды оболочкой из каких-либо протеинов. Израильтяне пошли дальше всех и решили выбивать клин клином, используя белок под названием «антагонист рецепторов интерлейкина-1», который сам по себе является одним из ключевых компонентов иммунного аппарата мозга. В обычной жизни функция этого вещества состоит в локализации повреждений: например, если человек ударяется обо что-либо головой, то именно антагонист рецепторов IL-1 ограничивает рубцевание ткани областью удара, сдерживая иммунную систему от избыточной реакции и препятствуя нарушению работы соседних нейронов.

В ходе экспериментов на животных биологи обнаружили, что при имплантации устройств с электродами, покрытыми антителом к IL-1, вокруг выводов практически нет повреждённых клеток, в отличие от электродов, вообще не имеющих защитной оболочки или покрытых другими белками. По словам руководителя исследовательской группы Арье Тауба (Aryeh Taub), данная технология увеличит срок службы приборов и обеспечит более длительный и стабильный лечебный эффект. В будущем Тауб и его коллеги надеются развить её до такого уровня, чтобы не только излечивать «припадочные» болезни, но и восстанавливать более сложные поведенческие и двигательные функции, позволив вживляемому микрочипу обрабатывать информацию тем же самым способом, что и мозг, и обмениваться ею с последним.