Материалы портала «Научная Россия»

Испытавшие стресс птенцы предпочитают не учиться у своих родителей

Испытавшие стресс птенцы предпочитают не учиться у своих родителей
Птенцы, которым во время их жизни в гнезде вводили гормон стресса, в более старшем возрасте предпочитают учиться добывать еду не у своих родителей, а у других взрослых птиц – чтобы не повторять родительских «ошибок».

Птенцы зебровых амадин (Taeniopygia guttata), испытывавшие стресс в раннем возрасте, вырастая, предпочитают учиться разным приемам взрослой жизни — добывать еду и прочему — не у своих родителей, а у других взрослых птиц того же вида. Это открытие сделали биологи из Кембриджа, под руководством доктора Нилтье Бугерт (Neeltje Boogert). Их статью об этом, опубликованную в журнале Current Biologyпересказывает пресс-релиз университета.

В эксперименте британских ученых «принимали участие» 13 выводков птенцов зебровых амадин — в гнездах и с родителями, конечно. Половине птенцов, начиная с 12-го дня их жизни, исследователи ежедневно скармливали «гормон стресса» кортикостерон, подмешанный к арахисовому маслу. Вторая половина птенцов, входившая в контрольную группу, получала обычное арахисовое масло, без примесей. Так продолжалось 16 дней, пока птенцы не выросли и не стали выходить из гнезда и пробовать самостоятельно искать себе пищу (до этого их, естественно, кормили родители).

Тогда началось самое интересное. Наблюдения показали, что те из птенцов, который испытывали искусственный стресс, избегали проводить время со своими родителями, предпочитая учиться искать пищу у других взрослых зебровых амадин. В то же время, птенцы из контрольной группы учились у своих родителей, как это и должно быть в норме.

«Эти результаты поддерживают теорию о том, что стресс во время развития может быть использован как информативный сигнал о состоянии окружения. Если так, это может позволить птенцам избежать попадания в петлю с негативной обратной связью, вызванную плохим жизненным стартом — программируя их принимать альтернативный и потенциально более адаптивный образ поведения, который меняет траекторию их развития», — сказала доктор Бугерт.

В переводе на простой язык это означает примерно следующее: испытывающие стресс птенцы инстинктивно «догадываются», что их родители, видимо, делают что-то не так, раз у них не получается обеспечить своему потомству беззаботную жизнь. Значит, подражать родителям не нужно, а нужно учиться у других взрослых, которые, скорее всего, ведут себя правильнее.

Теперь ученые собираются пойти дальше и ответить на вопрос: не связано ли такое поведение с распространением инфекций, таких, как птичий грипп? Подобное вполне возможно учитывая, что стрессированный организм имеет пониженный иммунитет, а птенцы, «отказывающиеся» от своих родителей, начинают общаться с большим количеством членов стаи — среди которых могут быть и больные.

Напомним, недавно у зебровых амадин — кстати сказать, популярных домашних птиц — открыли другой интересный поведенческий механизм: выяснилось, что зебровые амадины поют просто ради общения. А у их родственниц, гульдовых амадин, самец выбирает самку только левым полушарием мозга.

taeniopygia guttata зебровые амадины кортикостерон стресс

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий